Полезное

Основы фотографии для школьных медиацентров. Часть 1

Фото Педагогам

Предисловие

Предлагаемые методические рекомендации выпущены Детско-молодежной общественной организацией юных корреспондентов (Союзом юнкоров) Свердловской области в рамках проекта «Медиаграмотность — актуальный тренд». Союз юнкоров занимается медиаобразовательной деятельностью уже больше 25 лет. Данный проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В программе проекта — проведение в 2022-2023 учебном году выездных мастер-класссов, интенсивов и пресс-конференций с профессиональными журналистами, специалистами в области медиа, кино и SMM; медиамарафона, Областного конкурса школьных и молодежных СМИ и XXII Сборов юных корреспондентов Свердловской области «Хорошая погода». Все подробности, календарь мероприятий и контакты можно найти на сайте организации.

Автор методических рекомендаций «Фотография в школьных медиа» — Маргарита Москвина, член правления Детско-молодежной общественной организацией юных корреспондентов Свердловской области, корреспондент «Кружкового движения НТИ», постоянный фотограф образовательных событий (стаж — 10 лет). Маргарита — дипломант I степени конкурса «Лучший медиавожатый России-2018», организатор областных Сборов «Хорошая погода», преподаватель факультета журналистики и медиакоммуникаций «Гуманитарного университета».

Какие медиапродукты из фотографий можно делать?

Медиапродукты, содержащие фотографии, можно разделить на два основных типа.
1. Медиапродукты, в которых фотография — это основной элемент. К ним относятся, в том числе:
— фоторепортажи;
— фотопроекты;
— фотопроекты;
— портретные фото;
— фотосессии;
— предметные съемки;
— интерьерные съемки;
— пейзажные фото.
2. Медиапродукты, в которых фотография — это визуальное дополнение. К ним относятся, в том числе:
— текстовые материалы в печатных изданиях;
— мультимедийные лонгриды;
— посты и другие материалы в социальных сетях;
— материалы на сайтах;
— обложки печатных изданий (выделим их отдельно).
В этой методичке мы постараемся рассказать о самых актуальных вариантах использования фотографии для школьных медиа: фоторепортажах; фотопроектах; проектных фото; иллюстрациях для текстов, сайтов, соцсетей; обложках для печатных изданий; предметной съемке.
В конце рекомендаций мы сделаем отдельную небольшую главу с интересными, хорошими примерами медиапродуктов с фотографиями, сделанных школьниками (и не только).

Фоторепортаж

Фоторепортаж — это серия снимков с конкретного мероприятия. Фотографии в нем связаны логикой и развитием во времени. Цель фоторепортажа — показать аудитории, как происходило то или иное событие.
Фоторепортаж в школьных медиа делают очень часто. В образовательных организациях проводится множество мероприятий, на которых нужно делать фоторепортаж. Эту задачу как раз могут поручить вашей редакции.
Что важно понимать школьнику, когда он отправляется делать фоторепортаж?
Когда вы даете школьнику задание сделать фоторепортаж, важно обратить его внимание на следующие моменты.
  • При репортажной фотосъемке мы снимаем то, что происходит здесь и сейчас. Это самый правдивый вид съемки, ведь он показывает все без приукрашиваний.
  • Каждый снимок в фоторепортаже должен нести в себе какую-то информацию или важную эмоцию. Спины людей информацию не несут, пустые стены, пол и потолок — тоже.
  • Сложность такой фотографии в ее скорости, поэтому два самых главных качества, которые должны быть у репортажного фотографа — быстрая реакция и умение видеть главное. Основная мысль, которая должна быть у фотографа во время съемки: «Как передать атмосферу происходящего события?»
  • Особенность репортажной съемки заключается в том, что фотографу придется работать в тех условиях, которые есть. Невозможно выключить снег и дождь, раздвинуть стулья с сидящими зрителями, добавить большесвета и т. д.
Как школьник должен подготовиться к съемкам?
1. Вместе со школьником получите и обсудите техническое задание
Начинать всегда нужно с получения технического задания. Чаще всего у фотографа есть некий «заказчик» — тот, кто попросил провести эту съемку. В случае со школьной съемкой это может быть кто-то из учителей, завучей, организатор мероприятия.
Нужно, чтобы школьник обсудил с «заказчиком» не только время и место съемки. Здесь важно выяснить всё об условиях съемки:
— Будет съемка в здании или на улице? Будет ли сменяться здание на улицу или наоборот? Это особенно важно, если съемка зимой: если зайти с фотоаппаратом с улицы в помещение, линзы запотеют и пока они не прогреются юный фотограф не сможеть сделать снимки.
— Все будет происходить в одной комнате или в нескольких? Если в нескольких — попросите у организатора подробную программу, где написано, что где находится.
— Нужно выяснить, какое там освещение и размеры помещений. От этого зависит, какую технику нужно будет брать (дополнительные источники света, конкретные объективы). Это можно сделать, придя на площадку за несколько дней до или попросив снимки самого помещения.
— Сколько времени длится мероприятие? Нужна съемка каждого события внутри мероприятия или нет (например, в научно-практических конференциях разные секции — нужно ли заснять каждую)? От этого зависит и понимание ситуации фотографом, и то, сколько аккумуляторов и флеш-карт ему понадобится для работы.
Выяснив подробности о месте и длительности съемок, школьник-фотограф должен обязательно обсудить с «заказчиком» контрольные точки и обязательные моменты, которые необходимо запечатлеть:
— Спросить, какие события в рамках мероприятия нужно снять обязательно (например, открытие, закрытие, момент перерезания ленточки и т.д.);
— Спросить, каких людей нужно обязательно сфотографировать и где и когда именно они будут находиться (например, на открытии будет глава города, а в одной из секций конференции важно запечатлеть эксперта от партнеров мероприятия);
— Спросить, есть ли обязательные вещи/детали для съемок. Вероятно, нужно будет сфотографировать предоставленные партнерами подарки, сделать фотографии участников на фоне баннера или что-то подобное;
— Спросить, нужно ли делать общее фото участников и в какой момент это лучше делать;
— Можно попросить у «заказчика» пример (на профессиональном языке — референс) нравящегося ему фоторепортажа, тогда можно будет на него ориентироваться;
— Нужно договориться о необходимом количестве фотографий, а также выяснить, нужно ли ставить на них какой-либо логотип.
2. Подготовка фотографа и аппаратуры.
Пункт с подготовкой аппаратуры хоть и кажется банальным, но очень важен. Фотографу нужно иметь с собой запасные и полностью заряженные аккумуляторы для фотоаппарата и вспышки, а также запасные флеш-карты. В случае форс-мажора они спасут ситуацию. Обязательно проконтролируйте, чтобы школьник-фотограф это сделал.
Школьнику следует соответствовать мероприятию по внешнему виду. Если он снимает бал — джинсы не очень уместны; если он на спортивном мероприятии — официальный черно-белый стиль будет неудачным. Однако, ориентируясь на атмосферу мероприятия, школьнику не следует забывать, что одежда должна быть в первую очередь удобной для съемки. Снимать бал в платье в пол, например, крайне проблематично.
Если позволяет техника и если затем планируется обработка снимков в специальных фоторедакторах (типа Adobe Lightroom), лучше снимать в формате RAW — он позволит потом более свободно работать с фотографиями после съемок.
Съемка мероприятий
Важные моменты, которые нужно помнить фотографу.

Обязательно проговорите это школьнику, отправляющемуся делать фоторепортаж.

  1. Во время съемки выступающих лучше сделать серию кадров разных планов и с разных ракурсов. Рекомендуем делать более 5 снимков одного человека — ведь во время выступления он может закрыть глаза, искривить лицо и т. д. А ведь потом нужно выбрать самую хорошую. Если это важная персона, которую юный фотограф обговаривал с «заказчиком», лучше сделать еще больше снимков.
  2. Не забывать: фоторепортаж чаще всего снимается горизонтально! Бóльшая часть снимков должна быть горизонтального формата: он больше всего подходит для социальных сетей и сайтов.
  3. Не забывать про фото слушающих/смотрящих. Особенно классно, если получится поймать их эмоции и улыбки.
  4. Фиксировать интересные и важные моменты интерьера — красивые раздаточные материалы, плакаты с поддержкой выступающих, тематические украшения и т. д.
  5. В фоторепортаже важны мелочи, штрихи и другие подобные детали, но не стоит ими сильно увлекаться. Основа фоторепортажа — это динамика события и люди, которые в нем участвуют, а не блокноты или красивые цветы в вазе.
  6. Обязательно нужно делать общие и дальние планы, чтобы показать, сколько людей на мероприятии.
  7. Не забывать про такие важные моменты, как общее фото участников, если оно обговорено с «заказчиком».

Частые ошибки при съемке фоторепортажа.

  1. Увлечься процессом одной части съемки и опоздать на другую.
  2. Не следить за задним планом — мусором, некрасивыми элементами, закулисьем и т.д.
  3. Тратить рабочее время на мероприятии впустую: на разговоры или сидение в соцсетях
  4. Рано убрать камеру — можно пропустить важный и интересный момент, который организаторами не планировался.

Этические моменты:

  1. Нельзя опаздывать на съемку, лучше приехать на 15-20 минут раньше, чтобы подготовиться и осмотреться.
  2. Уважать коллег. Не вставать перед объективами других фотографов и операторов — лучше встать слева или справа, чуть сзади. Не разговаривать громко рядом с теми, кто пишет видео.
  3. Если используется вспышка — нужно следить за тем, чтобы никого не ослепить.

Если вы вместе со школьником-фотографом присутствуете на мероприятии, постарайтесь за этим проследить и напоминайте ему о чем-либо, если он забыл.
Обработка снимков
Алгоритм работы после съемки у каждого свой.

Кто-то чистит «неудачные кадры» до обработки, кто-то это делает в процессе уже в самом фоторедакторе, кто-то обрабатывает все сразу, а неудачные снимки удаляет уже после. Как удобнее — решать фотографу, это понимание придет с опытом. Рекомендуем вам как педагогу поучаствовать в этом процессе отбора и помочь школьнику выбрать лучше кадры.

После того как удалены все неудачные кадры и обработаны получившиеся, стоит выстроить фоторепортаж, «срежиссировав его развитие».

Выстраивание кадров в финальном фоторепортаже

Фоторепортаж — это тоже история, которая развивается хронологически. Чаще всего он начинается с общих планов или какого-то раздаточного материала/вывески, на которых обозначено название мероприятия.
В репортаже должны быть кадры разных планов — и общие для показа масштабности, и средние, и крупные, и детали. Не стоит ставить друг за другом много кадров одного плана (подробнее о крупностях планов — в разделе «Композиция кадра»), даже если в реальности они шли друг за другом.
При выстраивании истории не стоит забывать про эмоции. Хорошим порядком будет красочный кадр выступления и следом снимок с реакцией зрителей на этот момент.

Подытожим:

  1. Не фотографируем спины людей, пустые стены, пол потолок. Каждый снимок должен нести какую-то информацию.
  2. Не фотографируем спящих, кто сидит в телефоне, отвлекается.
  3. Перед съемкой спрашиваем про техническое задание.
  4. Перед съемкой чистим карты памяти, заряжаем фотоаппарат, берем дополнительные карты памяти и аккумуляторы.
  5. Узнаем больше про мероприятие: где будет проходить, в каких условиях, какое освещение, какое расписание.
  6. Фотографируем массовость, детали, спикеров, слушателей и используем разные планы.
  7. Следим за задним планом, рано не убираем камеру, чтобы не пропустить важные моменты.
  8. Уважаем коллег, никому не мешаем.
  9. После съемки «чистим» кадры, убираем смазанные и неудачные.

Портретное фото

Портретное фото может понадобиться, если ваша редакция будет делать материал о конкретном человеке (неважно, для чего: социальные сети, печатное издание, сайт). Если у героя нет хорошего снимка — нужно будет сделать его специально для материала. Главная цель портретной фотографии — раскрыть героя нашей аудитории, постараться в снимке передать не только как он выглядит, но и показать какие-то его черты характера, может быть, деятельность, которой он занимается.

Что важно помнить, когда мы делаем портретное фото?

  1. Во главе угла — освещение. Именно свет поможет задать настроение снимку: жизнерадостное, спокойное, тревожное и т.д. В портретном фото очень многое зависит от света. Если вы и юный фотограф снимаете героя в студии, то здесь все в ваших руках, если же на природе или в «домашних условиях» — здесь предстоит экспериментировать, искать нужные точки и ракурсы съемки, ставить дополнительные источники света и просить героя двигаться. Пусть начинающий фотограф пробует разные варианты, исходя из целей и героя, которого вам необходимо показать.
  2. Фон. Выбор фона зависит напрямую от ваших целей и героя. Это может быть однотонная стена, городские ночные огни, оживленная улица и т. д. Правильно подобранный фон поможет выполнить поставленную задачу: оттенить внешность героя, дополнить его историю, придать снимку настроение или подтекст. Главное здесь — не переборщить с резкими тенями и деталями (ведь мы снимаем героя, фон и его детали не должны отвлекать внимание от человека).
  3. Взаимодействие с героем. Задача фотографа — сделать так, чтобы герою было комфортно, при таких условиях он будет вести себя естественно и непринужденно.
  4. Глаза — сердце портретного фото. Глаза — самая говорящая часть человека, и, конечно же, портрета. Если все остальное фотограф настроит прекрасно, а глаза окажутся «не в фокусе» — снимок будет испорчен.
  5. Эксперименты. Портретное фото необязательно должно быть вертикальным — хорошие снимки могут быть и горизонтального формата, и даже под углом. Вместе с юным фотографом ищите точки и ракурс съемки, чтобы снимок получился необычным и интересным.

Фотопроект

Фотопроект — это серия кадров, объединенных общей темой. Это не простой в изготовлении продукт, требующий тщательной подготовки и планирования процесса, но он вполне по силам школьной редакции. Его делают нечасто, потому что многие даже не догадываются о его существовании.

Какие есть разновидности?

В зависимости от количества авторов фотопроект может быть:

• авторским (снимает и составляет фоторепортер);
• редакционным (создается из фотографий разных авторов).

В зависимости от режиссирования и содержания фотопроект может быть:

Фотоисторией. Фотографии в ней — как маленькие рассказы, из которых и складывается текст — большая фотоистория. Идея фотоистории понятна с первых снимков. В какой-то степени фотоистория похожа на фоторепортаж, но чаще всего её заранее сценируют и планируют.

Даже три-четыре удачно подобранных фотографии в фотоистории способны передать важность и значимость того или иного события. А располагая снимки в хронологической последовательности, фотограф создает у зрителей ощущение присутствия при случившихся событиях, о которых и рассказывает фотоистория. Очень важно в фотоистории передать развитие событий: начало — кульминацию — окончание.

Какую фотоисторию может сделать школьная редакция? Подумайте вместе с детьми, что интересного есть в вашей образовательной организации, чтобы это как-то разворачивалось во времени и имело свой небольшой сюжет. Вы можете попробовать снять её и в формате фоторепортажа, а можете сделать постановочные кадры.

Например, фотоисторией может быть серия снимков про то, что происходит в школе после уроков,кружков и до начала уроков следующего дня. Или же фотоисторией может быть утро учителя — от пути из дома до первого звонка на урок.

Типологией — это набор отдельных изображений, каждое из которых не несет никакого отдельного высказывания, а смысл проекта всплывает только тогда, когда вы посмотрели большую часть фотографий.

Часто фотографии в типологии во многом похожи друг на друга. Мы покажем вам пару вариантов типологических фотопроектов от профессиональных фотографов.
Типологическая серия портретов со съемок фильма «Батальонъ». Фото: Оксана Данилова
Серия «Подписи войны». Фото: Артур Бондарь
Какие типологические серии может сделать школьная редакция? Вы можете сделать серию портретов сотрудников (не педагогов, а, например, поваров, охранников, уборщиц); может быть серия снимков школьников со своими мамами (отлично подойдет для 8 марта или Дня матери); можете показать атмосферу и содержимое школьных кабинетов (глобусы и карты в кабинете географии, колбы и другое оборудование в кабинете химии, инструменты в кабинете музыки и т. д.).
Алгоритм создания фотопроекта
  1. Вместе с детьми придумайте идею и выберите разновидность — фотоисторию или типологию. На мозговом штурме накидайте несколько идей, потом в процессе обсуждения сократите число до нескольких. Уже несколько идей можно попытаться расписать подробнее, обсудив, что именно вы хотите там показывать и как. После составления небольших концепций по нескольким идеям определите ту, которую реализуете сейчас. Выберите разновидность фотопроекта для своей идеи.
  2. Более подробно распишите концепцию и сделайте некую «раскадровку», если вы планируете фотоисторию. Раскадровка — это расписанная последовательность снимков и то, как примерно в ней будут расположены объекты и субъекты (можно даже схематично зарисовать).
  3. Составьте план работы над фотопроектом и пропишите ответственных, распределите роли.
  4. Подготовьте необходимый реквизит и аппаратуру.
  5. Снимите с детьми фотопроект.
  6. Обработайте снимки и составление фотографий в один проект, верстка проекта в печатном издании, социальных сетях или на сайте.
Структура фотоистории
  1. Открывающее фото. В нем может быть сцена, где происходит действие. Чаще всего снимается общим планом.
  2. Тело проекта — несколько фотографий. В них могут быть: портреты; детали; действия. Возможные планы: общий, средний, крупный.
  3. Закрывающее фото. В нем могут быть: настроение; мнение автора/авторов. Выражает цель фотопроекта. Возможные планы: общий, средний, крупный.
Подпись к фотографиям
Кадры в фотопроекте можно (мы бы даже сказали, нужно) подписывать. Несколько советов по подписям:

  • хорошо составленная подпись увлекает зрителя дальше в фотографию;
  • подпись не должна быть прямолинейной, сообщать, что увидит зритель на снимке;
  • подпись не должна начинаться словами «это» или «здесь». Не начинайте с имени, используйте настоящее время;
  • подписи — это мини-рассказы, которые дают зрителям интересную и актуальную информацию, которую они не могут получить, просто глядя на фотографию.

Фотоиллюстрации для социальных сетей, печатных изданий и сайтов

Главная цель таких фотографий — визуально проиллюстрировать текст, который выкладывается в социальных сетях/на сайте или публикуется в печатном издании. Эти фотографии должны быть:

  • содержательно наполненными: там должны быть люди или важные объекты для текста. Снимок должен показывать, например, лица участников событий, а не их спины (спина информации не несет);
  • показывающими эмоции и задающими настроение — так будет лучше;
  • хорошего качества и композиционно грамотно выстроенные (подробнее об этом — далее в наших рекомендациях);
  • соответствующими запросу редактора. Чаще всего в печатных изданиях, на сайтах и в новостных постах социальных сетей используются снимки именно горизонтального формата, так что не стоит увлекаться вертикальными фотографиями.

Обложка для печатного издания

Выглядит стильно, если на обложке вашего печатного издания (газеты или журнала) есть какое-то одно основное фото и небольшие вставки-анонсы в данном номере. Мы рекомендуем использовать именно такую структуру обложки, а не ставить на неё какие-то текстовые материалы.

Фотография для обложки имеет вертикальное положение, главный объект занимает почти всю обложку (это не должно быть, например, общее фото большого количества людей). Также нужно предусмотреть место для названия, номера и даты выпуска, а также, как мы уже сказали ранее, нескольких анонсов материалов.

Получающаяся обложка должна привлекать внимание читателя и быть понятной. Посмотрев на нее, ваш читатель должен захотеть взять издание в руки и прочитать его.
Алгоритм создания обложки
  1. Подготовка.
Вспомните вместе с детьми, как выглядят обложки журналов. Если у вас есть тема номера, обложка также может ей соответствовать и интересно ее обыгрывать.
Подумайте вместе с детьми, что будет изображено на обложке. Можно взять лист бумаги и схематично набросать объект и буквы. Прикидывая, как выглядит фото, не забывайте, что фон за объектом не должен быть перегружен.
В случае съемки человека продумайте образ и макияж/грим — это существенно облегчит последующую работу во время съемок и постобработки.
Вы должны продумать и подготовить всё: место съемки, оборудование, актеров, реквизит.

2. Съемки.
Помните, что главный объект должен быть хорошо освещен (если, конечно, ваша творческая задумка не заключается в темном фото). Сделайте несколько пробных кадров с разными значениями выдержки, диафрагмы (подробнее об этих настройках — в главе «Технические настройки») и расстояния от источника освещения в месте съемки. Выберите наиболее удачный вариант настроек и приступайте к съемке уже с объектом/моделью.
Сделайте большое количество кадров, слегка меняя ракурс и точку съемки, чтобы потом у вас было, из чего выбрать.

3. Постобработка.
В привычном для вас фоторедакторе обработайте снимок, добавьте на него необходимые элементы (название издания, дату выпуска и его номер, анонсы и т. д.)

Предметная съемка

Предметная съемка для школьных медиа нужна нечасто. Однако бывают ситуации, когда вас с юнкорами могут попросить сфотографировать, например, поданные на конкурс или выставку поделки или собранные объекты из конструктора. Их нужно продемонстрировать на сайте или в социальных сетях — вот и случается необходимость в предметной съемке.

Правил по красивой предметной съемке очень много, но с оборудованием, доступным школьным редакциям, их практически невозможно соблюсти. Поэтому мы просто дадим вам несколько советов, которые помогут вам сделать красивые кадров предметов.

  • снимайте объекты на каком-то не перегруженном фоне, в идеале — однотонном. Разместите объекты на красивом столе, накройте его гладкой тканью (чтобы не было видно царапин, заломов ткани и т.д.);
  • как вариант — сделайте фон не однотонным, но соответствующим тематике съемки. Самое главное здесь — чтобы фон не перетягивал внимание на себя;
  • позаботьтесь о свете. Если у вас есть осветительные приборы — направьте их на предметы, которые снимаете. Если приборов нет — просто проследите за тем, чтобы место съемки было очень хорошо освещено и чтобы тени не мешали воспринимать объект съемки;
  • снимайте со штативом — кадр получится четче;
  • если предмет очень маленький используйте макрорежим;
  • меняйте ракурсы, снимайте предмет с самых разных сторон, но помните, что нужно следить за отбрасываемыми тенями — они могут испортить кадр.
Вторая часть рекомендаций по ссылке
Made on
Tilda