Первая часть рекомендаций по ссылке
Какая бывает фототехника?
Видов фотоаппаратов, на самом деле, довольно много, но у школьных редакций часто ограниченные финансовые возможности. Итак, что вероятнее всего может появиться в вашей редакции или у кого-то из ваших юнкоров?
- Компактная камера, или в простонародье — «мыльница», — это небольшой, бюджетный фотоаппарат (это два его основных плюса), который, однако, дает невысокое качество изображения и возможность менять объективы (а это, в свою очередь, два его главных минуса). Такие фотоаппараты подходят для бытовой, домашней съемки, а также съемки мало двигающихся объектов на улице. Если нужно снимать в помещении или во время динамичного мероприятия, компактная камера с этой задачей не справится.
- Зеркальные фотоаппараты — самые востребованные среди профессиональных фотографов. Среди плюсов такой камеры: матрица с высоким разрешением и оптический видоискатель (от этого, соответственно, лучше качество), съемные объективы, которые позволяют выполнять разные функции, и наличие большого количества настроек. Для школьной редакции главным минусом зеркального фотоаппарата будет его высокая стоимость. Но, в целом, среди «зеркалок» есть и довольно бюджетные варианты, которые за небольшое добавление в цене по сравнению с компактной камерой дадут более качественную картинку.
- Гибридная фотокамера, или «беззеркалка», совмещает в себе плюсы от предыдущих двух видов: она компактна, не так дорога, как «зеркалка», при этом делает снимки высокого качества и позволяет менять объективы. Будет вполне хорошим вариантом для школьной редакции.
Технические настройки фотоаппарата
Количество настроек, которые можно менять, зависит от вида фотоаппарата (в компактном их почти не будет, в зеркальном их много). В этой небольшой главе мы опишем самые важные настройки, которые следует знать школьной редакции. Главу мы подготовили, используя текст и картинки от компании Movavi. По этой ссылке вы найдете еще больше советов, которые вам, вероятно, помогут и которые мы здесь не будем приводить — например, какие настройки ставить для ночной, портретной, спортивной или других типов съемки.
Диафрагма
Диафрагма — настройка, контролирующая количество света, которое проходит через объектив камеры. Изменяя значения диафрагмы, вы как бы приоткрываете или призакрываете объектив, регулируя количество пропускаемого света. В фотоаппаратах диафрагма — это всегда настройка, которая подписана «f/число». Чем больше число, тем меньше света проходит через объектив. Чем меньше света — тем резче и четче задний фон, чем больше света — тем фон размытее.
Выдержка
Эта настройка определяет время, в течение которого свет воздействует на матрицу фотоаппарата и влияет на яркость итогового снимка. В настройках выдержка пишется как «1/число» и обозначает доли секунды, за которые свет воздействует на матрицу.
При долгой/длинной выдержке (1/2 или 1/4) движущиеся объекты на фотографии получатся смазанными. Если же вам нужно снять четко движущийся объект, ставьте короткую/быструю выдержку (1/250). Ниже примеры: ночной город снят при длинной выдержке, капли — при короткой.
При долгой/длинной выдержке (1/2 или 1/4) движущиеся объекты на фотографии получатся смазанными. Если же вам нужно снять четко движущийся объект, ставьте короткую/быструю выдержку (1/250). Ниже примеры: ночной город снят при длинной выдержке, капли — при короткой.
ISO
ISO — это уровень чувствительности сенсора к свету. При высоком значении ISO (его кстати можно настраивать на большинстве фотоаппаратов и даже на смартфонах) кадр получится ярким и насыщенным, но на фото появится «шум» и зернистость (см. пример ниже). Высокие значения ISO помогут снимать в темное время суток или при пасмурной погоде.
Баланс белого
Можно выставить автоматический баланс белого, а можно менять его вручную. Самое главное — сделать такие значения, при которых белым будет именно тот объект, который должен быть белым. В этом вам может помочь обычный белый лист бумаги: поместите его в кадр и меняйте значения баланса белого до тех пор, пока в кадре лист не станет белым.
Фокусировка
Если позволяют настройки фотоаппарата, можете поэкспериментировать с фокусировкой. С помощью четкости вы сможете сделать акценты на конкретных объектах спереди или наоборот — сделать первый план размытым, а сзади что-то четко выделить.
Как снимать на телефон?
Часто в школьной редакции просто нет фотоаппарата, и снимать приходится на телефон.
Как сделать качественные кадры в таком случае?
Как сделать качественные кадры в таком случае?
- Протирайте камеру смартфона мягкой тканью или салфеткой из микрофибры — грязная и заляпанная линза приведет к размытым и нечетким фотографиям.
- Делая снимки на телефон, будьте спокойны. Лучше всего держать телефон двумя руками и не двигаться — тогда снимок получится четче.
- Телефоны любят хорошо освещенные пространства. Если в помещении темно, фото будет хуже по качеству.
- Изучите все настройки камеры в вашем телефоне, чтобы понять, на что он способен. Конечно, большинства возможностей фотоаппарата у него не будет, но можно попробовать, например, выстроить ISO и баланс белого.
- Лучше не использовать зум (приближение), который есть в камере — он сразу же ухудшит качество снимка и добавит на него «шум». Если вам нужно приблизить какой-то объект в кадре, подойдите поближе к нему и сделайте снимок.
- При съемках на телефон работают те же правила композиции кадра (о ней — в следующей главе), что и у профессионального фотоаппарата. Главный совет: экспериментируйте с ракурсами и точками съемки.
Композиция и построение кадра
Какие бывают планы?
Какие бывают планы?
Крупности планов в фотографии такие же, как и в телевидении.
Крупности планов в фотографии такие же, как и в телевидении.
Дальний план помогает показать атмосферу, помещение, здание, а также масштабы снимаемого события. Если нужно показать, сколько людей было на мероприятии или как было украшено помещение — с этим поможет именно дальний план. В нем люди занимают небольшую часть кадра.
Общий план. Помогает хорошо разглядеть человека — его видно в полный рост. Следует оставлять «воздух» (пустое пространство) над головой героя и под его ногами.
Средних планов бывает несколько: примерно по колени; примерно по пояс; примерно по грудную клетку. Средние планы помогают лучше рассмотреть людей и заметить в их внешности какие-то интересные детали и эмоции.
Крупный план. В нем только лицо человека, что позволяет максимально рассмотреть его эмоции, а также интересные черты лица (веснушки, морщинки, цвет глаз и т. д.).
Деталь. В качестве детали могут быть какие-то интересные предметы, отражающие событие или атмосферу — диктофон или цветок в руках, медаль на пиджаке ветерана и т. д.
Правило третей
Классическое выстраивание кадра — по правилу третей (см. картинку ниже). Человеческое восприятие устроено так, что он обращает внимание на объекты, расположенные на этих линиях и особенно — в точках их пересечения. Если размещать объекты в кадре по этим линиям, на него будет приятно смотреть. Эта решетка есть во многих камерах, фотоаппаратах, смартфонах — включается в настройках.
Равновесие и баланс
У каждого объекта в кадре есть свой «визуальный вес», и его всегда нужно учитывать при выстраивании композиции кадра.
Если вы хотите сделать акцент на конкретном объекте, вы можете подчеркнуть этот акцент с помощью пустого пространства вокруг или каких-то объектов с меньшим весом (в качестве примера прекрасно подойдет снимок выше с мельницей, на которой и делается акцент).
Если же вы не хотите делать акцент на конкретном объекте, нужно сбалансировать предметы и людей в кадре (см. пример ниже). Это можно сделать с помощью жестов, других предметов или даже цвета.
Если удачно сбалансировать вес объектов на фото, оно будет гармоничным, законченным.
Если вы хотите сделать акцент на конкретном объекте, вы можете подчеркнуть этот акцент с помощью пустого пространства вокруг или каких-то объектов с меньшим весом (в качестве примера прекрасно подойдет снимок выше с мельницей, на которой и делается акцент).
Если же вы не хотите делать акцент на конкретном объекте, нужно сбалансировать предметы и людей в кадре (см. пример ниже). Это можно сделать с помощью жестов, других предметов или даже цвета.
Если удачно сбалансировать вес объектов на фото, оно будет гармоничным, законченным.
Одним из легких способов создания равновесия в композиции также является симметрия — она дает ощущение стабильности, надежности и покоя (см. пример ниже). Однако абсолютной симметрии в природе не бывает — нужно помнить об этом.
Линии
Передать определенное настроение и динамику в кадре помогают линии. Они могут быть разные: изогнутые, прямые, диагональные, вертикальные или горизонтальные. Разными линиями можно добиваться разного настроения: горизонтальные несут спокойствие, диагональные из нижнего левого угла вызывают напряжение, а из правового верхнего — умиротворение.
Линиями могут выступать электропровода, дорога, стены домов, горизонт или даже просто выстроенные в ряд предметы.
Линиями могут выступать электропровода, дорога, стены домов, горизонт или даже просто выстроенные в ряд предметы.
Глубина резкости
Если хочется выделить какой-то объект — сделайте его резким, а все остальное размытым. Так вы акцентируете на нем внимание человека и создадите глубину кадра. При этом объект необязательно должен быть на первом плане.
Фишки и советы для съемки
Мы собрали несколько правил и советов, которые вашим юнкорам пригодятся при любой съемке.
- Особенности съемки напротив света. Если снимать какой-то объект на фоне окна или сильных ламп — объект получится темным, а фон пересвеченным. Если это не авторская художественная задумка, такого лучше не допускать.
- Задний фон на фотографиях. Очень часто на заднем фоне прячутся не самые приятные предметы — мусорные корзины, пожарные щиты, огнетушители, некрасивые стены и стенды. Чаще всего (если это опять же не авторская задумка) они в кадре не нужны, и за этим нужно следить. Так же, как и за объектами, которые могут «вырасти» из головы человека в кадре — провода, столбы, деревья и другие вертикальные объекты. Они любят превращаться в «рога».
- Снимать лучше в формате RAW. Файлы будут занимать больше места, но зато будут содержать гораздо больше «информации», и в итоге можно лучше обработать снимок — например, поработать со слишком темными/светлыми частями кадра, насыщенностью цветов и другими характеристиками. Формат RAW даст больше возможностей для обработки кадра. Однако стоит помнить, что не все фоторедакторы и сервисы для обработки изображений умеют работать с данным форматом.
- При съемке любого медиапродукта нужно максимально двигаться. Небольшой шаг влево-вправо, чуть опущенная или приподнятая на пару сантиметров фотокамера позволят делать новый снимок с нового ракурса. Вероятно, он станет «тем самым»,и получится красивый кадр. Так что не стоит бояться экспериментировать с точками и ракурсами съемки.
Обработка: как и в чем делать?
Главная цель обработки любого кадра — исправить получившиеся недочеты и подчеркнуть какие-то объекты на снимке.
Как мы уже писали ранее, снимки лучше делать в формате RAW — тогда будет больше возможностей при обработке.
С чем мы рекомендуем работать при обработке начинающим фотографам:
Важный момент. Лучше проверить, как отображается обработанное фото на разных устройствах и экранах. Авторы рекомендаций неоднократно сталкивались с тем, что на одном устройстве снимок был адекватно светлым, а на других — крайне темным. Здесь очень многое зависит от экрана и настроек компьютера, на котором производилась обработка.
В чем обрабатывать?
В какой программе или сервисах обрабатывать снимки — один из самых сложных вопросов, потому что чаще всего это личный выбор каждого конкретного фотографа. В первую очередь здесь нужно ориентироваться на доступность программы, легкость и удобство её использования для человека, а также на набор функций, который вам необходим.
Есть редакторы и сервисы, которые позволяют работать с одним конкретным снимком, а есть те, что умеют работать сразу с большим количеством кадров, что удобно для обработки фоторепортажей.
В интернете есть огромное количество подборок программ и сервисов для обработки фотографий (как платных, так и бесплатных), а также полезные материалы со сравнением данных программ. Команда Союза юнкоров чаще всего использует Adobe Photoshop, Adobe Lightroom и Capture One.
Как мы уже писали ранее, снимки лучше делать в формате RAW — тогда будет больше возможностей при обработке.
С чем мы рекомендуем работать при обработке начинающим фотографам:
- Кадрирование — первое, что стоит делать с фотографиями. Кадрирование позволит выровнять заваленный горизонт или отрезать ненужные объекты по бокам, вверху и внизу снимка. Однако стоит помнить: чем сильнее вы кадрируете, тем хуже качество снимка.
- Свет. Со светом в кадре помогут работать такие настройки, как «экспозиция», «контраст», «тени» и т. д. С их помощью вы можете затемнить или осветлить разные части кадра.
- Цвет. С цветом помогают работать «Насыщенность» и «Сочность» (и аналогичные по названиям настройки). Они сделают снимки более (или наоборот — менее) выраженными по цвету. Однако, работая с этими показателями, вы должны быть аккуратными: например, сильно «выкрутив» в плюс насыщенность и сочность, вы можете «перенасытить» кадр цветом, и он получится неестественным. Это поможет при создании художественных снимков, но будет лишним в обычном фоторепортаже или кадре для сайта школы.
- Оттенки. В фоторедакторах вы можете «увести» снимок в какой-то цвет: например, сделать его более синим или более желтым; можно сделать снимок более розовым или более зеленым. Если у вас художественные фотографии, работа с оттенками помогает влиять на «настроение снимка». А если фоторепортаж, например, снимался в помещении, где были лампы с сильно выраженным теплым (желтым) светом или оранжево-желтые стены, то желтизну получившихся снимков можно убрать, используя «уход в синий».
- Баланс белого. Лучше поработать с данной характеристикой, если фоторедактор или сервис, в котором обрабатывается снимок, это позволяют.. Здесь нужно выстроить баланс белого так, чтобы чисто белым был именно тот объект кадра, который должен быть белым (а не слегка желтым и т. д.).
Важный момент. Лучше проверить, как отображается обработанное фото на разных устройствах и экранах. Авторы рекомендаций неоднократно сталкивались с тем, что на одном устройстве снимок был адекватно светлым, а на других — крайне темным. Здесь очень многое зависит от экрана и настроек компьютера, на котором производилась обработка.
В чем обрабатывать?
В какой программе или сервисах обрабатывать снимки — один из самых сложных вопросов, потому что чаще всего это личный выбор каждого конкретного фотографа. В первую очередь здесь нужно ориентироваться на доступность программы, легкость и удобство её использования для человека, а также на набор функций, который вам необходим.
Есть редакторы и сервисы, которые позволяют работать с одним конкретным снимком, а есть те, что умеют работать сразу с большим количеством кадров, что удобно для обработки фоторепортажей.
В интернете есть огромное количество подборок программ и сервисов для обработки фотографий (как платных, так и бесплатных), а также полезные материалы со сравнением данных программ. Команда Союза юнкоров чаще всего использует Adobe Photoshop, Adobe Lightroom и Capture One.
Примеры фотопроектов, сделанных школьниками
Традиционный ежегодный фотопроект юнкоров ДИЦ «Спектр», МАУ ДО «ЦДО», г.Ревда, посвященный Дню матери: https://vk.com/album-175183643_290866188
Фотопроект «Сборы как семья» — продукт фоторедакции на Сборах «Хорошая погода» в 2021 году: http://uncor-ural.ru/family
Фотопроект «Медиа на грани искусства: наши следы» — продукт фоторедакции на Сборах «Хорошая погода» в 2022 году: http://uncor-ural.ru/nashi_sledy
Фотопроект «Любовь, смыслы, истории» — продукт фоторедакции на Сборах «Хорошая погода» в 2023 году: http://uncor-ural.ru/lyubov_smysly_istorii
Фотопроект «Сборы как семья» — продукт фоторедакции на Сборах «Хорошая погода» в 2021 году: http://uncor-ural.ru/family
Фотопроект «Медиа на грани искусства: наши следы» — продукт фоторедакции на Сборах «Хорошая погода» в 2022 году: http://uncor-ural.ru/nashi_sledy
Фотопроект «Любовь, смыслы, истории» — продукт фоторедакции на Сборах «Хорошая погода» в 2023 году: http://uncor-ural.ru/lyubov_smysly_istorii