Полезное

Основы фотографии для школьных медиацентров. Часть 2

Фото Педагогам
Первая часть рекомендаций по ссылке

Какая бывает фототехника?

Видов фотоаппаратов, на самом деле, довольно много, но у школьных редакций часто ограниченные финансовые возможности. Итак, что вероятнее всего может появиться в вашей редакции или у кого-то из ваших юнкоров?

  1. Компактная камера, или в простонародье — «мыльница», — это небольшой, бюджетный фотоаппарат (это два его основных плюса), который, однако, дает невысокое качество изображения и возможность менять объективы (а это, в свою очередь, два его главных минуса). Такие фотоаппараты подходят для бытовой, домашней съемки, а также съемки мало двигающихся объектов на улице. Если нужно снимать в помещении или во время динамичного мероприятия, компактная камера с этой задачей не справится.
  2. Зеркальные фотоаппараты — самые востребованные среди профессиональных фотографов. Среди плюсов такой камеры: матрица с высоким разрешением и оптический видоискатель (от этого, соответственно, лучше качество), съемные объективы, которые позволяют выполнять разные функции, и наличие большого количества настроек. Для школьной редакции главным минусом зеркального фотоаппарата будет его высокая стоимость. Но, в целом, среди «зеркалок» есть и довольно бюджетные варианты, которые за небольшое добавление в цене по сравнению с компактной камерой дадут более качественную картинку.
  3. Гибридная фотокамера, или «беззеркалка», совмещает в себе плюсы от предыдущих двух видов: она компактна, не так дорога, как «зеркалка», при этом делает снимки высокого качества и позволяет менять объективы. Будет вполне хорошим вариантом для школьной редакции.

Технические настройки фотоаппарата

Количество настроек, которые можно менять, зависит от вида фотоаппарата (в компактном их почти не будет, в зеркальном их много). В этой небольшой главе мы опишем самые важные настройки, которые следует знать школьной редакции. Главу мы подготовили, используя текст и картинки от компании Movavi. По этой ссылке вы найдете еще больше советов, которые вам, вероятно, помогут и которые мы здесь не будем приводить — например, какие настройки ставить для ночной, портретной, спортивной или других типов съемки.
Диафрагма
Диафрагма — настройка, контролирующая количество света, которое проходит через объектив камеры. Изменяя значения диафрагмы, вы как бы приоткрываете или призакрываете объектив, регулируя количество пропускаемого света. В фотоаппаратах диафрагма — это всегда настройка, которая подписана «f/число». Чем больше число, тем меньше света проходит через объектив. Чем меньше света — тем резче и четче задний фон, чем больше света — тем фон размытее.
Выдержка
Эта настройка определяет время, в течение которого свет воздействует на матрицу фотоаппарата и влияет на яркость итогового снимка. В настройках выдержка пишется как «1/число» и обозначает доли секунды, за которые свет воздействует на матрицу.

При долгой/длинной выдержке (1/2 или 1/4) движущиеся объекты на фотографии получатся смазанными. Если же вам нужно снять четко движущийся объект, ставьте короткую/быструю выдержку (1/250). Ниже примеры: ночной город снят при длинной выдержке, капли — при короткой.
ISO
ISO — это уровень чувствительности сенсора к свету. При высоком значении ISO (его кстати можно настраивать на большинстве фотоаппаратов и даже на смартфонах) кадр получится ярким и насыщенным, но на фото появится «‎шум» и зернистость (см. пример ниже). Высокие значения ISO помогут снимать в темное время суток или при пасмурной погоде.
Баланс белого
Можно выставить автоматический баланс белого, а можно менять его вручную. Самое главное — сделать такие значения, при которых белым будет именно тот объект, который должен быть белым. В этом вам может помочь обычный белый лист бумаги: поместите его в кадр и меняйте значения баланса белого до тех пор, пока в кадре лист не станет белым.
Фокусировка
Если позволяют настройки фотоаппарата, можете поэкспериментировать с фокусировкой. С помощью четкости вы сможете сделать акценты на конкретных объектах спереди или наоборот — сделать первый план размытым, а сзади что-то четко выделить.

Как снимать на телефон?

Часто в школьной редакции просто нет фотоаппарата, и снимать приходится на телефон.

Как сделать качественные кадры в таком случае?

  1. Протирайте камеру смартфона мягкой тканью или салфеткой из микрофибры — грязная и заляпанная линза приведет к размытым и нечетким фотографиям.
  2. Делая снимки на телефон, будьте спокойны. Лучше всего держать телефон двумя руками и не двигаться — тогда снимок получится четче.
  3. Телефоны любят хорошо освещенные пространства. Если в помещении темно, фото будет хуже по качеству.
  4. Изучите все настройки камеры в вашем телефоне, чтобы понять, на что он способен. Конечно, большинства возможностей фотоаппарата у него не будет, но можно попробовать, например, выстроить ISO и баланс белого.
  5. Лучше не использовать зум (приближение), который есть в камере — он сразу же ухудшит качество снимка и добавит на него «шум». Если вам нужно приблизить какой-то объект в кадре, подойдите поближе к нему и сделайте снимок.
  6. При съемках на телефон работают те же правила композиции кадра (о ней — в следующей главе), что и у профессионального фотоаппарата. Главный совет: экспериментируйте с ракурсами и точками съемки.

Композиция и построение кадра

Какие бывают планы?
Какие бывают планы?

Крупности планов в фотографии такие же, как и в телевидении.
Дальний план помогает показать атмосферу, помещение, здание, а также масштабы снимаемого события. Если нужно показать, сколько людей было на мероприятии или как было украшено помещение — с этим поможет именно дальний план. В нем люди занимают небольшую часть кадра.
Общий план. Помогает хорошо разглядеть человека — его видно в полный рост. Следует оставлять «воздух» (пустое пространство) над головой героя и под его ногами.
Средних планов бывает несколько: примерно по колени; примерно по пояс; примерно по грудную клетку. Средние планы помогают лучше рассмотреть людей и заметить в их внешности какие-то интересные детали и эмоции.
Крупный план. В нем только лицо человека, что позволяет максимально рассмотреть его эмоции, а также интересные черты лица (веснушки, морщинки, цвет глаз и т. д.).
Деталь. В качестве детали могут быть какие-то интересные предметы, отражающие событие или атмосферу — диктофон или цветок в руках, медаль на пиджаке ветерана и т. д.
Правило третей
Классическое выстраивание кадра — по правилу третей (см. картинку ниже). Человеческое восприятие устроено так, что он обращает внимание на объекты, расположенные на этих линиях и особенно — в точках их пересечения. Если размещать объекты в кадре по этим линиям, на него будет приятно смотреть. Эта решетка есть во многих камерах, фотоаппаратах, смартфонах — включается в настройках.
Равновесие и баланс
У каждого объекта в кадре есть свой «визуальный вес», и его всегда нужно учитывать при выстраивании композиции кадра.
Если вы хотите сделать акцент на конкретном объекте, вы можете подчеркнуть этот акцент с помощью пустого пространства вокруг или каких-то объектов с меньшим весом (в качестве примера прекрасно подойдет снимок выше с мельницей, на которой и делается акцент).
Если же вы не хотите делать акцент на конкретном объекте, нужно сбалансировать предметы и людей в кадре (см. пример ниже). Это можно сделать с помощью жестов, других предметов или даже цвета.
Если удачно сбалансировать вес объектов на фото, оно будет гармоничным, законченным.
Одним из легких способов создания равновесия в композиции также является симметрия — она дает ощущение стабильности, надежности и покоя (см. пример ниже). Однако абсолютной симметрии в природе не бывает — нужно помнить об этом.
Линии
Передать определенное настроение и динамику в кадре помогают линии. Они могут быть разные: изогнутые, прямые, диагональные, вертикальные или горизонтальные. Разными линиями можно добиваться разного настроения: горизонтальные несут спокойствие, диагональные из нижнего левого угла вызывают напряжение, а из правового верхнего — умиротворение.
Линиями могут выступать электропровода, дорога, стены домов, горизонт или даже просто выстроенные в ряд предметы.
Глубина резкости
Если хочется выделить какой-то объект — сделайте его резким, а все остальное размытым. Так вы акцентируете на нем внимание человека и создадите глубину кадра. При этом объект необязательно должен быть на первом плане.

Фишки и советы для съемки

Мы собрали несколько правил и советов, которые вашим юнкорам пригодятся при любой съемке.

  1. Особенности съемки напротив света. Если снимать какой-то объект на фоне окна или сильных ламп — объект получится темным, а фон пересвеченным. Если это не авторская художественная задумка, такого лучше не допускать.
  2. Задний фон на фотографиях. Очень часто на заднем фоне прячутся не самые приятные предметы — мусорные корзины, пожарные щиты, огнетушители, некрасивые стены и стенды. Чаще всего (если это опять же не авторская задумка) они в кадре не нужны, и за этим нужно следить. Так же, как и за объектами, которые могут «вырасти» из головы человека в кадре — провода, столбы, деревья и другие вертикальные объекты. Они любят превращаться в «рога».
  3. Снимать лучше в формате RAW. Файлы будут занимать больше места, но зато будут содержать гораздо больше «информации», и в итоге можно лучше обработать снимок — например, поработать со слишком темными/светлыми частями кадра, насыщенностью цветов и другими характеристиками. Формат RAW даст больше возможностей для обработки кадра. Однако стоит помнить, что не все фоторедакторы и сервисы для обработки изображений умеют работать с данным форматом.
  4. При съемке любого медиапродукта нужно максимально двигаться. Небольшой шаг влево-вправо, чуть опущенная или приподнятая на пару сантиметров фотокамера позволят делать новый снимок с нового ракурса. Вероятно, он станет «тем самым»,и получится красивый кадр. Так что не стоит бояться экспериментировать с точками и ракурсами съемки.

Обработка: как и в чем делать?

Главная цель обработки любого кадра — исправить получившиеся недочеты и подчеркнуть какие-то объекты на снимке.
Как мы уже писали ранее, снимки лучше делать в формате RAW — тогда будет больше возможностей при обработке.


С чем мы рекомендуем работать при обработке начинающим фотографам:

  1. Кадрирование — первое, что стоит делать с фотографиями. Кадрирование позволит выровнять заваленный горизонт или отрезать ненужные объекты по бокам, вверху и внизу снимка. Однако стоит помнить: чем сильнее вы кадрируете, тем хуже качество снимка.
  2. Свет. Со светом в кадре помогут работать такие настройки, как «экспозиция», «контраст», «тени» и т. д. С их помощью вы можете затемнить или осветлить разные части кадра.
  3. Цвет. С цветом помогают работать «Насыщенность» и «Сочность» (и аналогичные по названиям настройки). Они сделают снимки более (или наоборот — менее) выраженными по цвету. Однако, работая с этими показателями, вы должны быть аккуратными: например, сильно «выкрутив» в плюс насыщенность и сочность, вы можете «перенасытить» кадр цветом, и он получится неестественным. Это поможет при создании художественных снимков, но будет лишним в обычном фоторепортаже или кадре для сайта школы.
  4. Оттенки. В фоторедакторах вы можете «увести» снимок в какой-то цвет: например, сделать его более синим или более желтым; можно сделать снимок более розовым или более зеленым. Если у вас художественные фотографии, работа с оттенками помогает влиять на «настроение снимка». А если фоторепортаж, например, снимался в помещении, где были лампы с сильно выраженным теплым (желтым) светом или оранжево-желтые стены, то желтизну получившихся снимков можно убрать, используя «уход в синий».
  5. Баланс белого. Лучше поработать с данной характеристикой, если фоторедактор или сервис, в котором обрабатывается снимок, это позволяют.. Здесь нужно выстроить баланс белого так, чтобы чисто белым был именно тот объект кадра, который должен быть белым (а не слегка желтым и т. д.).


Важный момент. Лучше проверить, как отображается обработанное фото на разных устройствах и экранах. Авторы рекомендаций неоднократно сталкивались с тем, что на одном устройстве снимок был адекватно светлым, а на других — крайне темным. Здесь очень многое зависит от экрана и настроек компьютера, на котором производилась обработка.


В чем обрабатывать?

В какой программе или сервисах обрабатывать снимки — один из самых сложных вопросов, потому что чаще всего это личный выбор каждого конкретного фотографа. В первую очередь здесь нужно ориентироваться на доступность программы, легкость и удобство её использования для человека, а также на набор функций, который вам необходим.
Есть редакторы и сервисы, которые позволяют работать с одним конкретным снимком, а есть те, что умеют работать сразу с большим количеством кадров, что удобно для обработки фоторепортажей.
В интернете есть огромное количество подборок программ и сервисов для обработки фотографий (как платных, так и бесплатных), а также полезные материалы со сравнением данных программ. Команда Союза юнкоров чаще всего использует Adobe Photoshop, Adobe Lightroom и Capture One.

Примеры фотопроектов, сделанных школьниками

Традиционный ежегодный фотопроект юнкоров ДИЦ «Спектр», МАУ ДО «ЦДО», г.Ревда, посвященный Дню матери: https://vk.com/album-175183643_290866188


Фотопроект «Сборы как семья» — продукт фоторедакции на Сборах «Хорошая погода» в 2021 году: http://uncor-ural.ru/family


Фотопроект «Медиа на грани искусства: наши следы» — продукт фоторедакции на Сборах «Хорошая погода» в 2022 году: http://uncor-ural.ru/nashi_sledy


Фотопроект «Любовь, смыслы, истории» — продукт фоторедакции на Сборах «Хорошая погода» в 2023 году: http://uncor-ural.ru/lyubov_smysly_istorii
Made on
Tilda