ПОРТРЕТ ПОКОЛЕНИЯ
Как появился «Портрет поколения»?
«Портрет поколения» – ежегодный конкурс, так любимый юнкорами области. А вы знаете, что он проводится аж с 1996 года? Идея провести такой конкурс, поддерживающий школьные СМИ и юных журналистов, возникла в Комитете по делам молодежи Правительства Свердловской
области.
С чего все началось и зачем это было нужно рассказала первый организатор конкурса, а сейчас руководитель Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области Ирина Головина.
– После определенных исторических событий возник идеологический и еще не заполненный информационный вакуум. Трудно поверить, но периодической печати для подростков и молодежи как-то вдруг не стало, компьютеры в этот период были не в каждой организации, а про Интернет никто и не слыхивал. Но при этом, на Урале традиционно развит был «самиздат» и во взрослом формате, и как «стенная» печать в образовательных учреждениях. Поэтому нужны были новые центры влияния – «молодежные СМИ», которые бы не только были рассчитаны на молодежную аудиторию и соответствовали ее актуальным запросам, но и делались бы самими молодыми и талантливыми девушками и юношами, а не довлеющими и часто назидательными взрослыми, – вспоминает Ирина Витальевна о первом «Портрете поколений».
Еще одной немаловажной причиной старта конкурса была тема отцов и детей и интереса взрослых к тому, чем увлекаются и о чем думают молодые. Не всегда есть возможность задать им все вопросы, да и не всегда молодежь стремится рассказывать лично папам и мамам о своих переживаниях, мыслях, чувствах, хобби и т.д.

– А в творчестве, выплеснутом на бумагу, прочтешь многое. Увидишь, что думают молодые – «племя новое, незнакомое» о вечных ценностях – дружбе и любви, патриотизме, семье и планах на жизнь. В публицистике вы наверняка встречали выражение «потерянная молодежь». Это тоже о них, первых участниках нашего конкурса в дебрях перемен, происходивших тогда в стране. И старшие, и государство не понимали, чего больше в подростках и молодежи, выросших без влияния комсомола-пионерии-октябрят: цинизма или силы и целеустремленности… Безусловно, не прошли бесследно переоценка ценностей и смена идеалов. Часто молодежь оказывалась не под лучшим влиянием, демонстрируя девиантное поведение, все большую актуальность приобретали темы здорового образа жизни – появились алкоголизм, наркомания. Иногда возникали незначительные волнения с участием молодежи, и ответственных искали повсюду. Одновременно много прекрасного делалось для молодых граждан и ими самими – об этом надо было писать, говорить. Всё это и становилось темами конкурса.


Сначала в конкурсе участвовали только печатные СМИ (школьные и муниципальные молодежные газеты), потом появились авторские номинации, потом среди участников появились молодежные телевизионные и радио-каналы.

– И численность участников на старте исчислялась парой десятков, а позднее – переваливала за сотню. Мы понимали, что часть ребят смотрят на это творчество уже вполне с ориентацией на будущую профессию, поэтому в жюри конкурса всегда входили представители Союза юных корреспондентов Свердловской области, журфака Уральского государственного университета им. А.М. Горького, областного союза журналистов, Института развития прессы, Российского союза молодежи.

Победы ребят отмечались ценными призами – диктофонами, фотоаппаратами, компьютерами, а главное – новыми возможностями общения с «себе подобными» – теми, кто не только живет, но и рефлексирует – думает о жизни и пишет об этом. В отдельные годы победителям засчитывали дополнительные баллы при поступлении.

Проведение «Портрета поколения» затем подхватил Союз юнкоров, и благодаря этому у конкурса возникло новое дыхание – например, начали печатать сборник лучших работ.





В 2020 провошел уже двадцать четвертый
по счету конкурс молодежных СМИ Свердловской области, молодых журналистов и блогеров «Портрет поколения».
В 2020 году конкурс проводился под лозунгом «Через испытания – к здоровому образу жизни» и посвящен борьбе с коронавирусом.

– Желаю участникам не бояться находить новые форматы выражения внутренней свободы, помогать нам, Вашим поклонникам, принимать меняющийся мир в его новизне. Творческих всем находок и уникального опыта участия! – пожелала участникам конкурса Ирина Витальевна.

Made on
Tilda