Полезное

Мультимедийный лонгрид как новый формат для школьных СМИ

Педагогам

Предисловие

Предлагаемые методические рекомендации выпущены Детско-молодежной общественной организацией юных корреспондентов (Союз юнкоров) Свердловской области в рамках проекта «Медиаграмотность – актуальный тренд». Эта организация занимается медиаобразовательной деятельностью уже больше 20 лет. Данный проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Авторы методических рекомендаций “Мультимедийный лонгрид как новый формат для школьных СМИ” - Елена Шлегель и Маргарита Москвина. Елена Шлегель - заместитель декана факультета журналистики и медиакоммуникаций и редактор сайта “Гуманитарного университета”, преподаватель дисциплины “Интернет-журналистика. Маргарита Москвина - Член Правления Детско-молодежной общественной организацией юных корреспондентов Свердловской области, корреспондент “Кружкового движения НТИ”, дипломант I степени конкурса “Лучший медиавожатый России-2018”. 

Что такое лонгрид?

 
Мультимедийный лонгрид — это журналистское произведение, основу которого составляют длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Этот формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования.
Мультимедийные лонгриды отличаются от других произведений интернет-СМИ двумя особенными чертами: режиссурой и визуальным оформлением.
Как выглядит лонгрид? В большинстве случаев материал представляет собой некое «полотно» текста, куда подверстаны в нужных местах мультимедийные элементы. Продвижение истории происходит с помощью прокрутки колёсика «мышки», а видео и аудио часто запускаются в режиме автостарта, а не по клику.
Где он размещается? Чаще всего лонгрид – отдельно сверстанный сайт. Его можно создать как самостоятельно с помощью языков программирования, так и с помощью конструкторов сайтов. Наиболее популярный и доступный для этого конструктор – Tilda.
 

Мультимедийные элементы в лонгриде

Мультимедийные элементы в лонгриде несут важную функцию: они дополняют текст, также выступая в качестве источника информации. В лонгриде нельзя делать «видео ради видео», оно обязательно должно быть помощником главного текста. Итак, какие бывают элементы?
Фотография поможет передать, как выглядит объект или субъект, о котором вы пишете.
Карусель фото/Слайдшоу выполняет ту же цель, что и фото, просто в большем объеме. Например, с их помощью можно показать интерьеры старинного здания или школьного музея.
Аудиоиллюстрация (подкаст) чаще всего, это записанные голосом комментарии экспертов, участников, или же какие-то важные для понимания темы или передачи атмосферы звуки. Например, в лонгриде «Земля отчуждения» про Чернобыльскую АЭС издание «Коммерсантъ» вставило звук пикающего счетчика Гейгера.
Аудиослайдшоу совмещает в себе функции слайдшоу и аудиоиллюстраций. Например, можно сделать такое шоу с фотографиями из жизни волонтерского отряда вашей школы под аудиокомментарии его основателя, рассказывающего о первых днях работы отряда.
Видеосюжет – полноценный телевизионный сюжет, которыйдолжен гармонично вписываться в общее повествование. Часто сюжеты делают как дополнение к основному тексту, помещая их в блок, который читатель может открыть и закрыть сам.


Видеоиллюстрация выполняет те же функции, что и аудиоиллюстрация, просто еще и с помощью видеоряда. Должна содержать в себе какую-то информацию, помогая донести мысль или продемонстрировать что-либо. Например, для проблемного лонгрида про отсутствие уличных фонарей на важной улице вашего города можно снять небольшую видеопрогулку по этой темной улице.
Инфографика (статичная или динамичная) полезна для презентации больших объемов данных, которую авторы заранее обработали и проанализировали. С её помощью можно показать статистику, какие-то алгоритмы или шаги сложных процессов и т.д. – инфографика часто помогает четко, лаконично и понятно донести до читателя большие объемы информации.
Интерактивная карта – карта какого-то здания, района, города (и больше, если есть необходимость), в которой автор лонгрида ставит разные отметки с информацией. Часто интерактивные карты используют для материалов о войне – таким образом очень удобно отмечать места боевых действий и т.д.
Тайм-линия (или таймлайн) – отличный способ визуально красиво и понятно показать, как долгое событие развивалось во времени. Опять же, чаще всего используется в лонгридах на тему войны или же в лонгридах-портретах, рассказывающих о жизни людей или коллективов.
Тесты, игры и опросы. Это способ удержать внимание читателя, «поиграть» с ним. Сознание человека постоянно ищет отвлечения и разгрузки, поэтому в истории должно присутствовать достаточное количество таких элементов.
Облако тегов (слов) – один из способов графического представления большого объёма текста.  С его помощью, например, можно сделать выжимку из официального документа, показать ключевые слова выступления спикера и т.д.
Вставки из социальных сетей. Сейчас вместо официального комментария источника можно просто сделать скриншот его сообщения в Facebook или Instagram и прикрепить в мультимедийный лонгрид. Экономия места и уважительное отношение ко времени аудитории.

Это самые основные и простые мультимедийные элементы, которые встречаются в школьных лонгридах. Конечно же, их гораздо больше – еще есть интерактивные видео, интерактивные фото, панорамные видео и т.д., но мы рекомендуем начинать с простых вещей.
Потому что при подготовке лонгрида следует понимать: не нужно пытаться сделать все мультимедийно и визуально слишком насыщенным. Использование любого элемента должно быть оправдано с точки зрения сюжета, передачи информации. Не стоит рисовать инфографику, просто потому что хочется, – если в вашей теме нечего визуализировать с её помощью, нет смысла этого делать.
В данных методических рекомендациях мы не будем рассказывать, как готовить и делать тот или иной мультимедийный элемент. По этому поводу много информации есть в Интернете. Список полезных сервисов для изготовления элементов и другие ссылки ищите в конце методических рекомендаций.

Алгоритм работы над лонгридом

Работу над лонгридом можно поделить на 3 основных этапа: планирование, создание и публикация.

Планирование
1.              Выбор темы и ее предварительное исследование. Этот этап – один из самых важных в создании лонгрида, так как многие школьные редакции ошибаются с выбором темы, и лонгрид изначально получается не очень интересным для читателя. Как правильно выбрать тему, мы более подробно разберем в следующей главе.
2.              Разработка идеи, концепции подачи материала, предварительное определение жанровых характеристик и формата лонгрида. Определившись с темой, ваша команда авторов решает, как вы будете расставлять в ней акценты, с кем будете разговаривать, а также в каком жанре вы будете создавать лонгрид. Да, лонгрид сам по себе – это не жанр, а формат. Чаще всего лонгрид создается в четырех жанрах – это репортажи, проблемные и портретные очерки, а также расследования.
3.              Выбор членов команды, оценка слабых и сильных сторон участников проекта, распределение ролей. Здесь команда должна определить главного – режиссера лонгрида, а также тех, кто будет собирать и обрабатывать информацию. Для создания лонгрида понадобятся: корреспонденты, фотографы, видеооператоры, монтажеры, дизайнеры (для создания инфографики, например), веб-дизайнеры (те, кто соберет сайт в конструкторе или напишет его сам).
4.              Написание синопсиса лонгрида. Синопсис – это, по сути, краткий сценарий вашего лонгрида: что за чем у вас будет следовать с точки зрения развития сюжета и драматургии.
5.              Составление плана работы над материалом с прописанными дедлайнами (сроками сдачи).


Создание лонгрида
1.              Разработка story board – раскадровки лонгрида. Здесь вы дополняете ранее созданный синопсис, прописывая, какую информацию в виде каких мультимедийных элементов можно представить.
2.              Формирование блока технических заданий. На этом этапе ваша команда распределяет задачи в соответствии с определенными ролями, а также прописывает, как должен выглядеть результат работы каждого участника.
3.              «Полевая» работа – команда общается с людьми, изучает документы и тексты, собирает информацию.
4.              Ревизия собранного материала: команда оценивает, что получилось найти, что не получилось, что вышло плохо (например, плохо засняли видеоинтервью). Настраивайте участников команды на то, что если что-то не получилось найти – это абсолютно нормально. В процессе работы над лонгридом часто происходит так, что спикер не владел нужной вам информацией, желанные документы не обнаружились и т.д.
5.              Корректировка концепции лонгрида и его раскадровки, создание обновленной story board в соответствии с прошедшей ревизией. Здесь ваша команда определяет, чего не хватает, вписывает новые, ранее не планировавшиеся «повороты сюжета» и т.д.
6.              Формирование второго блока технических заданий по скорректированному story board.
7.              «Полевая» работа и работа с собранным материалом (редактура фото-, аудио- и текстового материала, формирование аудиовизуальных блоков, создание инфографики и т.д.).
8.              Сбор лонгрида из отдельных частей согласно раскадровке в конструкторе, корректировка, внесение исправлений.

Публикация

1.              Полностью собранный лонгрид команде следует протестировать, как он выглядит на различных устройствах и в различных браузерах. Многие мультимедийные элементы по-разному отображаются на разных экранах. Попробуйте откорректировать и поменять настройки, чтобы он везде выглядел удобно для восприятия читателями.
2.              Анонсирование материала и его продвижение.

Выбираем тему

Существуют определенные правила, которым должны отвечать тема и выбранный сюжет лонгрида. Причем особенности формата накладывают дополнительный отпечаток на ваш выбор. Среди главных критериев можно выделить:
Наличие в истории событийного сюжета, проблемы или героя. Это важно для эмоционального потенциала и потенциала информативности темы. В идеале – наличие в лонгриде всех трех составляющих.
Потенциал визуализации и возможность визуализации. Выбирая тему, анализируйте вместе с ребятами, как её можно визуализировать и может ли это сделать команда самостоятельно. Да, можно сделать лонгрид про жизнь А.С.Пушкина – но где там будет авторская работа и авторская визуализация от вашей команды? Команда должна быть способна сама добыть информацию из разных источников (не просто прочитать 10 сайтов в Интернете и переписать оттуда информацию, а разговаривать с разными людьми, анализировать различные документы, изучать карты/картинки/рисунки и т.д). Члены команды должны сами уметь сделать фото, аудио и видео, а не брать материалы чужого авторства. Да, можно несколько их позаимствовать (обязательно с указанием авторства), но если лонгрид целиком состоит из чужого визуала – это уже не то. Например, в случае с Пушкиным – вы уже не поговорите ни с ним, ни с теми, кто его знал лично, не сфотографируете, не снимете видео и т.д. А вот если взять сейчас живущего писателя, с которым вы можете пообщаться лично, заснять его за работой и не только, – это будет более походящий выбор.
Много фактуры для визуализации. Важно, чтобы в сюжете вашей темы были детали, которые проще изобразить графически, чем описывать словами их внешний вид. Также важно, чтобы у вас было много идей и возможностей сделать разнообразные фото и видео. Лонгрид исключительно с фотографиями работающего за компьютером писателя будет неинтересным.


Что подойдет в качестве темы для лонгрида, создаваемого школьниками?
–отлично получаются очерки и материалы о каких-то организациях, сообществах, командах и просто людях. С помощью лонгрида можно рассказать об их истории, успехах и трудностях, жизненных принципах и правилах;
–лонгрид подойдет для рассказа о каком-либо здании, сооружении, достопримечательности – если там есть интересные подробности;
–замечательно в формате лонгрида можно рассказать о каком-либо событии – произошедшем, регулярном или даже только планирующемся;
–хорошо получаются в формате лонгридов репортажи – только если событие, которому вы посвящаете репортаж, было не получасовым, а насыщенным, интересным, ярким, и если команда хорошо поработает с источниками;
– в виде лонгридов можно представить журналистские расследования и различные тексты социальной проблематики;
– любая другая тема на усмотрение команды, кроме тех, про которые мы поговорим дальше.
 
Что плохо получится в формате лонгрида?
– Интервью. В данном случае интервью следует выбирать лишь как один из источников получения информации, а не как жанр. Если хотите сделать лонгрид о человеке – сделайте портретный очерк в этом формате, но не нужно весь текст в нем строить по принципу «вопрос-ответ вашего героя».
– Любая тема, по которой у вас не получится по какой-то причине  подготовить хорошее авторское визуальное сопровождение.
– Темы, по которым можно найти очень мало информации. Старайтесь на этапе планирования проанализировать этот момент и продумать все возможные источники данных для темы – об этом ниже.
 

Источники информации

  1. Самый первый источник, который придаст лонгриду динамичность и эмоциональность, – это люди. Для создания репортажей, расследований и проблемных лонгридов команде стоит поговорить с разными людьми, придерживающимися разных точек зрения. Если команда готовит лонгрид-портрет о конкретном человеке, не стоит ограничиваться им одним – нужно пообщаться с его знакомыми, близкими, людьми, которые повлияли на его историю.
  2. В качестве источника подойдут личные наблюдения команды.
  3. Есть темы, для которых неплохо будет проанализировать официальные документы или архивы.
  4. Материалы из старых интервью, бесед, видео и аудио-роликов, фотографии, которые вы нашли или которые вам предоставили люди, с которыми вы общались.

Важно! Если вы пользуетесь чужими материалами – не забывайте ссылаться на источник.

Помним про закон
Когда работаешь с визуализацией, важно помнить, что чужой фото- и видеоконтент брать нельзя. Нельзя просто взять красивое фото природы из интернета и вставить фоном в ваш лонгрид – это наказуемо. То же самое касается даже небольших «иконок» для ваших инфографик и графиков. Для этого есть специальные стоковые сервисы. Вот некоторые из них:
https://iconarchive.com/ – здесь большой выбор иконок, которые можно использовать в своей инфографике;
https://venngage.com/ – на сайте есть сотни диаграмм и иконок, красивые темы и шаблоны;
– бесплатные стоковые фото:https://www.pexels.com/ru-ru/,https://pixabay.com/ru/photos/,https://www.dreamstime.com/free-images_pg1.
 

Режиссура лонгрида: составляем синопсис и пишем сценарий

Особое внимание уделите этапу написания синопсиса лонгрида. Его структура должна определяться тем, о чем вы планируете рассказать в данном лонгриде.
В каждой теме есть свой сюжет, и именно он должен диктовать структуру лонгрида: что за чем следует, исходя из логики событий. Разложите тему на части, в каждой найдите свою небольшую историю и проработайте ее изложение в указанном ключе. Стоит по отдельности рассмотреть каждую часть, найти в ней центральных персонажей, определить ключевые события. В какой-то части в центре будет проблема, в какой-то – герой, в какой-то – событие. Это поможет вам определить общую логику и последовательность повествования.


Например, вы рассказываете о каком-то старинном здании. На его состояние, его предназначение в разные моменты влияли разные события и люди. В одно время для здания очень много сделал директор учреждения, потом всё поменялось, и здание стало выполнять иную функцию, потому что сменилась власть в стране/области/городе. Это две разные небольшие истории (иначе – части), которые можно рассказать в рамках одной темы. И в каждой такой истории все должно быть логично.
Определив, из каких историй будет состоять ваша тема, выберите стержневой элемент – жанр вашего текста. Будет это репортаж с большим количеством наглядных эпизодов, или, может, очерк с упором на человека – выбор за вами, и во многом он, конечно же, зависит от темы.
Далее продумайте, как вы будете рассказывать тему – линейно (у текста есть определенный порядок чтения, который задаете вы – от начала и до конца, и только так читатель всё поймет) или нелинейно (читатель сам выбирает, какой кусочек текста читать, и может в целом понять смысл, прочитав не весь материал). Рекомендуем в школьных лонгридах начинать с линейных текстов – они проще. Если же вы выберете нелинейное изложение, в лонгрид обязательно нужно будет добавить меню для удобного перемещения между частями.
Далее необходимо продумать структуру каждой из частей-историй. Вы можете начать с разговора с героем (если вернуться к нашему примеру выше – тем самым директором учреждения) или с репортажа из здания, а потом перейти на какую-то аналитику и статистику. Напомним: каждая из частей должна быть логично изложенной.
В итоге все истории необходимо собрать в единую концепцию. Логику материала и последовательность его изложения следует выражать в своеобразном плане каждой части с указанием главных пунктов её содержания. Планы каждой части соединятся в общий план материала.
Если вы используете линейное изложение, вам будет полезно узнать про один из приёмов, который поможет в выстраивании гармоничной связки между частями (их можно еще называть блоками) лонгрида – создание смысла на стыке кадров. Лонгрид – это не просто комбинация элементов, но и целостное произведение, создающее новый смысл и вызывающее его осознание, а также эмоциональный отклик. Попробуйте поставить рядом два блока так, чтобы они вместе получились цельным произведением, рождали смысл, который не видно при рассмотрении их по отдельности. Этот прием можно использовать не только при стыковке частей лонгрида друг за другом, но и при постановке разных мультимедийных элементов и текста рядом внутри одной части.
После этого нужно приступить к непосредственному написанию синопсиса лонгрида. Это текст не более чем на страницу, в котором должен быть план материала, который вы составили ранее. Также обозначьте в синопсисе цель вашего материала, его целевую аудиторию. Отдельно четко сформулируйте проблему всей темы и смысл каждой отдельной запланированной части. 
Далее вы создаете пошаговый план работы над материалом с прописанными сроками сдачи и приступаете к подготовке story board – раскадровки лонгрида. Взяв в синопсисе подробный план материала, вы к каждой части блока прописываете, в виде какого мультимедийного элемента можно представить эту информацию. Важно помнить две вещи: 1) не стоит делать элемент ради элемента, если вам нечем визуализировать информацию – её стоит оставить в виде текста; 2) создаваемая сейчас раскадровка – примерная, и она может сильно поменяться в процессе полевой работы, это абсолютно нормально.
Технологию создания лонгрида подробно описывают Артем Галустян и Диана Кульчицкая в материале «Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики», можете ознакомиться с оригиналом, перейдя по ссылке.

Несколько лайфхаков:
– текст должен быть написан с учётом того, что некоторые части истории будут рассказаны в мультимедийном формате;
– если лонгрид включает в себя навигационное меню, то текст должен быть написан таким образом, чтобы каждая часть являлась законченной историей, но при этом все части должны быть связаны между собой;
– при использовании картинок и фотографий рекомендуется качество изображения от 1200 пикселей, ведь многие будут смотреть ваш проект с качественных носителей, а плохая картинка в наше время всегда раздражает;
– видео в истории должны быть короткими, рекомендуемое время – 1,5 минуты. Больший хронометраж возможен при уникальных материалах.


Верстка лонгрида в Tilda

Tilda – это популярная и удобная платформа, которая позволяет создавать простые сайты любому человеку. Конструктор максимально понятен и прост в использовании: нужно завести аккаунт через google-почту, создать страничку и просто попробовать «потыкать» в разные блоки. Платформа предоставляет готовые шаблоны для сайтов, которые можно менять. На Tilda можно делать и сложные сайты, меняя и добавляя разные дополнительные блоки с помощью языков программирования – если авторам захочется усложнения. Но начинать рекомендуем с тех блоков, которые уже есть в конструкторе.
В интернете есть множество видеоуроков, рассказывающих о платформе Tilda и описывающих работу в ней, и, в первую очередь, они есть на самом сайте платформы. Если чего-то не найдете там – можно обратиться к Youtube. Ссылка на видеоуроки работы в Tilda.
В Tilda есть разные тарифы, но для первых шагов в этом направлении вполне подойдет бесплатный. В нем можно пользоваться инструментами для включения в лонгрид необходимых вам элементов – фото, видео, аудио, статичной инфографики.
 

Полезные сервисы и ссылки для работы над лонгридами

 
1.  Создание инфографик, схем, диаграмм
– Один из самых простых и функциональных сервисов, позволяющих создать разнообразный визуальный контент (инфографики, баннеры, анимированные плакаты и т.д.) -Canva. Бесплатной версии хватит на то, чтобы сделать ваш мультимедийный лонгрид визуально красивым и насыщенным;
https://visual.ly/ Сайт занимается разработкой инструментов для создания визуализаций, с его помощью можно сделать видео, инфографики и т.д.
https://piktochart.com/ Инструмент для создания инфографик, схем и других визуальных форматов. Есть платная и бесплатная версии.

2. Создание облаков слов
https://wordart.com/
https://облакослов.рф/

3.  Создание интерактивных карт, фотографий и иных визуализаций
https://www.thinglink.com/ Сервис для создания интерактивных карт и фотографий;
https://flourish.studio/ Сервис позволяет сделать «гонку столбчатых диаграмм». Подробная инструкция по работе с сервисом есть на сервисе Сделано.Медиа;
https://creately.com/ Здесь можно в несколько кликов сделать крутые интерактивные схемы и диаграммы.
 
4. Примеры лонгридов официальных СМИ, которые могут пригодиться:
– ТАСС в 2017 году сделал таймлайн о главных астрономических открытиях в стиле ретрофутуризма с собственным саундтреком.
«День, когда началась война». Этот лонгрид важен с точки зрения понимания влияния мультимедийных элементов (в частности, звука) на эмоции и вовлечение аудитории. Начните смотреть – и сразу поймёте.
– Проект Первого канала «Всем миром» - один из первых российских качественных лонгридов.
Чернобыль
– Спецпроект«Арктика»
11 сентября. Уникальный проект, построенный, по сути, на одном звуке. Не совсем мультимедийный лонгрид в обычном понимании, но посмотреть всячески рекомендуем.
– Один из самых крутых российских лонгридов последних лет – проект «Когда пришёл Наполеон». Здесь можно увидеть уникальную интерактивную карту и самому контролировать продвижение по ней.

Made on
Tilda