«Я пошла в педагогику, чтобы изменить мир»: Лариса Альбертовна — о Союзе юнкоров, журналистике и детях
В жизни каждого человека важно встретить педагога, который станет наставником и верным другом: он поверит в вас, поможет полюбить учебу и сделает так, чтобы стремление идти к своей цели не иссякало. Такой человек — наша любимая Лариса Альбертовна Диденко. О том, как удивительно порой могут сложиться обстоятельства и какую роль сыграл Всероссийский детский центр «Орлёнок» в её жизни, читайте в нашем интервью.
— Как и когда в вашей жизни впервые появилась педагогика?
— Наверное, как и у всех людей, когда появилась на свет и отправилась в учебные учреждения: ясли, детские сады, школы и летние лагеря.
Если говорить о том, когда я выбрала педагогику для себя, то произошло это достаточно поздно. Никогда не хотела быть учителем или воспитателем. Даже в школе, когда давали сочинения на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту?», я всегда что-то придумывала на ходу, лишь бы написать. Но точно знала, что учителем я не буду.
Кто-то становится врачом, инженером, журналистом благодаря каким-то обстоятельствам. Мой же путь в педагогику был вопреки. Действительно, с самого детства я получала непонимание в свой адрес: для меня мои поступки были очевидны, но для педагогов оставались неясными. Я считала себя изгоем, а хотелось, чтобы рядышком был взрослый, который всё-таки бы меня понимал. В школе для меня это стало нормой. Объясняла это себе тем, что все мы особенные.
— Был ли на вашем пути наставник или человек, который являлся для вас примером? Возможно, повлиял на выбор стать педагогом
— Да, таких людей было несколько, но они об этом не знают. Это началось, наверное, с того, что Дворец пионеров мне выделил путёвку в «Орлёнок». Надо сказать, что это был 1980 год, и «Орлёнок» тогда был совсем не тот, что сейчас. Он отличался своим духом коммунарства, который был построен на методике Игоря Иванова – советского педагога. В лагере я и встретила людей, прежде всего вожатых, которые меня услышали, почувствовали мою душу. Им было важно заглянуть в каждого, увидеть что-то уникальное. Тогда я и поняла, каким должен быть педагог!
Вернувшись в Екатеринбург, спустя небольшое время я попала в юнкоровский отряд «Всадники», а там был тот же орлятский дух. Отрядная жизнь укрепила мое желание пойти в педагогику. Это было не благодаря, а именно вопреки. Мы всегда в жизни хотим сделать что-то по-своему, часто говорим, что не поступим с детьми так, как поступали с нами родители. И выбор мой, наверное, был определён желанием изменить мир. Очень хорошо, что есть такие ребята, которые в юности верят в свои силы, в возможность поменять систему. Но ещё лучше, что у многих это действительно получается. Возможно, не так глобально, но в мире досягаемом я смогла совершить подвижки. Конечно же без единомышленников это было бы практически невозможно.
— Что самое сложное и самое приятное в работе с детьми?
— Сложное — это ведение уроков. Любой процесс складывается из составляющих: чтобы обучение было успешным, обе стороны должны быть в этом заинтересованы. Есть определённая программа, количество часов, в которые она должна быть уложена и раскрыта. Существуют люди, которым интересна не столько тема урока, сколько общение между собой. Им кажется, что достаточно просидеть на уроке, и знания автоматически появятся в голове. Заинтересовывать каждый раз — это сложно, но возможно. Ребят много, у всех разные взгляды, непросто сделать так, чтобы они сами начали искать ответы и самообразовываться. В дополнительном образовании легче, ведь туда идут уже изначально заинтересованные дети, там совпадают желания и возможности педагога и воспитанника.
Приятное — это когда происходит процесс взаимопонимания. Всем известно, что это большое счастье — найти себе близкого по взглядам человека.
— Каким качествам вы учите ребят, и чему они учат вас?
— Я никогда не ставлю целью обучить детей каким-то определённым качествам. Стараюсь просто быть собой, все качества, которые, как мне кажется, должны быть в человеке, культивировать в себе. Конечно, мы все не идеальные, многое у нас не получается. Но мне кажется, что важна в личности порядочность, откровенность и естественность. Хорошее правило: что внутри — то и снаружи. Не ломать себя, быть честным перед собой и миром. И видеть в этом мире не только себя. Вот этому стараюсь учить людей.
Меня же каждое поколение учит своему. Учат быть с ними прямолинейной, показывают на своём примере нестандартный взгляд на мир. Некоторые меня удивляют своим очень взрослым восприятием жизни. Это всегда так интересно! В общем, дети меня учат удивляться, а пока это чувствую, я развиваюсь.
— Как вы попали в Союз юнкоров?
— Меня пригласил Юрий Васильевич Шинкаренко, и я осталась. Но всё началось ещё с детства: я была в пионерском пресс-центре «Всадники», а Юрий Васильевич был там инструктором. Получается, мы знакомы ещё с того самого времени. Хоть я и не стала журналистом, но юнкоровская тема мне осталась близка с юности.
— Расскажите про первое событие, в котором вы участвовали в качестве члена Союза.
— Это Сборы «Хорошая погода» 2004 года. Я тогда была заместителем Юрия Васильевича, который был главнокомандующим проекта. Это было совсем другое время, нежели сейчас, но когда пришла, мысленно сравнивая со своим юнкоровским опытом. Каждый отряд был отдельной редакцией и в течении всей смены подготавливал к выпуску свою газету. Её создавали на листе ватмана: кто-то писал от руки, рисовали фломастерами, так как компьютер был один, то выстраивалась очередь, чтобы напечатать заметки. После их наклеивали (если успевали набрать). А потом вывешивали всем на обозрение. Уже в 2005 начали выпускать газету, похожую на то, что создаём сейчас. Но формат отрядов-редакций оставался. Один верстальщик собирал 5-6 газет на несколько листов практически за 1-2 ночи до окончания сборов. Последний раз мы это сделали в 2008, а потом перешли к смешанному типу отрядов и редакций по интересам.
— Как вы считаете, что делает Сборы уникальными и почему дети так мечтают на них приехать вновь?
— На самом деле, очень многие организации проводят подобные Сборы. Мы, руководители и активисты молодёжных НКО, были воспитаны «Артеком» и «Орлёнком», поэтому старались весь полученный опыт уместить в несколько дней, передать его новым поколениям. На Сборах сейчас нет «переорганизованности», нет строгости, нет замученных учителей. Замученные кураторы не считаются. Каждый ребёнок выбирает направление по душе, общается со своими товарищами в неформальной обстановке, уезжает из привычной среды на несколько дней. Становится, конечно же, более самостоятельным, чем в городе.
— Сборы для вас — это прежде всего про обучение и новые знания или про общение, знакомства и вдохновение?
— Про общение. Знакомства и вдохновение невозможно без связующего звена, благодаря которому всё и происходит. Сборы выступают фундаментом всей этой истории. Обучение, само собой, важно, но навыки можно получить и не выезжая на сборы. В интернете сейчас много уроков по любому направлению можно найти. «Хорошая Погода» объединяет приятное и полезное.
— Можете ли вы выделить самое значимое для вас мероприятие, организованное Союзом юнкоров?
- Это зависит от преследуемой цели. Наверное, всё-таки Сборы. Потому что они масштабны и позволяют нашим участникам в этом потоке генерировать идеи. Здесь возникают мысли о новых проектах и здесь же у нас есть возможность их презентовать. Но и все остальные наши проекты я считаю важными составляющими деятельности Союза.
— В чём, на ваш взгляд, главная цель Союза?
— Мы детско-молодежная организация, поэтому и цели у нас соответствующие. Это про общение, про выбор пути, умение взаимодействовать с окружающими. И это, кстати, важный нюанс. Потому что сейчас мы всё чаще предпочитаем переписку в интернете, а не общение в реальной жизни. Журналистика — это средство, которое помогает познать себя и тех, кто рядом. В детской журналистике не стоит вопрос о подготовке профессионалов, мы учимся коммуницировать с окружающим миром, видеть этот мир и осознавать.
— Какое напутствие вы бы хотели дать ребятам, которые занимаются журналистикой?
— Живите ярко! Пусть каждый день приносит открытия. Делитесь с другими своей радостью и помогайте в беде. Заводите новые знакомства и интересы. Не бойтесь задавать «глупые» вопросы, ведь иначе вы можете остановиться в своём познании. Учитесь быть благодарным всем и всему! Будьте интересны своим собеседникам. Удивляйтесь. И верьте в людей, а прежде всего в себя.