Новости

«Меня вдохновляют интересные события и люди»: большое интервью со Светланой Викторовной Лебедевой

{$te}

Человек, стоявший у истоков Союза юнкоров, одна из самых опытных медиапедагогов Свердловской области. И когда кажется, что про нее ты уже знаешь почти все, она может удивить. Все это о любимой Светлане Викторовне. В большом интервью рассказываем, как она пришла в журналистику, что ей дает работа с детьми, и что ее вдохновляет.
«Мои родители были против»: журналистика и первые публикации


Как в вашей жизни появилась журналистика?
— Мои родители энергетики, никакого отношения к журналистике не имеют. Мне нравилось писать сочинения, и однажды, в пятом классе, педагог по литературе в шутку сказала: «Наверное из тебя получился бы хороший журналист». В пятом классе я стала узнавать, кто такие журналисты. Написала в единственную знакомую мне на тот момент газету — «Пионерскую правду». Они опубликовали абзац из моего письма, чем я очень гордилась.


Потом еще какое-то свое сочинение об участнике Октябрьской революции отправила письмом в газету «На смену!» и забыла об этом. Однажды прихожу в школу, а меня вызывают к директору по поводу того, что за мой материал начислили гонорар, а извещение выслали на школу. Меня пристыдили: пионерка, а пытается зарабатывать! После я пошла на журфак Уральского государственного университета (сейчас он часть УрФУ) в школу юнкоров, потом поступила на факультет.

Мои родители были против. Даже когда я поступила, папа просил, чтобы я отчислилась и пошла на энергофак, но я была упорной.
«Журналистика очень хорошо развивает мозг»: о работе с детьми и появлении журнала «Класс»


Как вы начали заниматься с детьми журналистикой?

— Когда мои собственные дети были еще совсем маленькими, я вышла из второго декретного отпуска, но они часто болели. Поэтому стала искать место, где можно работать не каждый день и больше быть с ними. Тогда было много частных школ, меня пригласили в одну из них наставником класса. Решающим фактором для меня стал детский сад при школе.

Я придумала, что могу делать с ребятами журнал. Сначала ребята «раскапывали» родословные своих семей, и мы для их публикации решили выпустить журнал, потом стали писать туда тексты на разные темы. Тогда движение юнкоров активно развивалось. Даже начались первые фестивали. Мы активно в них участвовали и занимали какие-то места. Наша газета называлась «Веточка».

Потом наша семья переехала в другой район. Я хотела отдать детей в хорошую гимназию, пришла в 177-ю и сказала: «Возьмете моих детей сюда учиться, я могу с гимназистами делать школьное издание». Сначала было три журнала – для разных возрастов, потом осталось два. Затем я устроилась в газету «На смену!» заведующей репортерской группой, была большая занятость, и остался только один журнал — «Класс».

Что дает лично вам работа с детьми?

— Это интересно с точки зрения применения инструментов журналистики детьми к познанию мира. Я считаю, что медийная деятельность – один из самых подходящих, но, до последнего времени, довольно редко используемых методов социализации. Ребенок расширяет свои возможности. Интересно наблюдать, как ребята растут, и радоваться результату.

Журналистика к тому же очень хорошо развивает мозг, а это, как известно, мышца, которую тоже можно тренировать. У ребят, которые занимались журналистикой, – гибкое мышление, что помогает им в любой профессии.
Как считаете, что вам помогает расположить к себе юнкоров? Чем вы их покоряете?

— Я – профессиональный журналист, у меня есть и свое мнение, и навыки, а самое главное – я не педагог в обычном понимании для них, дети это видят. Они – полноправные члены редакции, пишут и снимают о том, о чем хотят, даже если это задание редакции. Здесь они делают настоящий продукт. И для них это важно. Также у меня есть различные полезные профессиональные контакты, которыми они тоже могут использовать.

Вы столько лет в юнкоровском движении. Как, на ваш взгляд, меняются ребята?

— Дети становятся все более прагматичными, что в целом неплохо. Раньше они приходили заниматься журналистикой для общего развития, теперь чаще приходят с какой-то определенной целью: хотят на журфак, им нужны медийные навыки или стремятся развить свое творческое начало. Конечно, сейчас дети больше подкованы технически, и я у них в этом смысле учусь. Ну, и мальчиков раньше было больше.

В журнале «Класс» вы воспитали много звездных выпускников. Что вы чувствуете, когда видите их успехи?

— Я искренне радуюсь за выпускников. Никогда не считаю, что это только моя заслуга. Сколько бы я ни вкладывала в человека, если он сам не желает, если он сам не трудолюбив, то ничего не выйдет. На трудолюбии и ответственности все строится.

«Очень большая, значимая часть моей жизни»: о Союзе юнкоров и первых Сборах


— Как в вашей жизни появился Союз юнкоров?

— Союз юнкоров создала моя однокурсница Анна Львовна Мясникова, которая когда-то занималась в «Каравелле». После окончания университета она стала выпускать газету «Честное слово», в которую писали юнкоры. И для того, чтобы была поддержка газете, она решила создать общественную организацию.

Я помню тот момент, когда она мне сказала: «Света, будет День молодежи, на Плотинке будут презентации разных общественных организаций. Я хочу, чтобы ты с детьми пришла, будем вместе представлять Союз юнкоров». Мы с ребятами присутствовали прямо при презентации проекта Эдуарду Росселю, на тот момент губернатору. Потом в 1997 году были первые Сборы, на которые мы поехали.

Прошло несколько лет, Сборы не проводились какое-то время, и организацию Анна хотела закрыть. Юрий Васильевич Шинкаренко, он учился на курс старше меня, в то время тоже работал с детьми, он подхватил организацию, стал ею руководить. Однажды мы как-то случайно встретились в коридорах редакции «На смену!». Юрий Васильевич пригласил нас с ребятами приехать на Сборы, он их возобновил. И вот в этом году будет 20 лет, как я активно вовлечена в дела Союза.

— Что самое важное, на ваш взгляд, для школьников и педагогов области делает Союз юнкоров?

— В первую очередь эта организация не зависит ни от Министерства образования, ни от Союза журналистов, что дает нам некую свободу в планировании своей деятельности, реализации идей.

Также Союз — это возможность организовывать людей со всего региона на какое-то общее дело. Мы проводили для ребят встречи с министрами областного правительства, и они понимали, что здесь все серьезно.

То есть, участвовать в работе Союза юнкоров — это быть организованными, но не жестко структурированными, как это бывает во взрослых организациях. Союз свободен программами, но, конечно, ответственность за обучение детей мы несем.

— Какое ваше любимое событие Союза юнкоров? Почему?

— Сборы. Ты видишь живьем много детей. Понимаешь, что можешь им дать. Для меня очень важно, что детям они нравятся. Многие говорят, что Сборы — это как отдельная жизнь, прожив которую, ты возвращаешься совсем другим человеком. И тут обучение основам журналистики не имеет ключевого смысла.

— Какое самое яркое воспоминание о Союзе юнкоров у вас осталось?

— О первых Сборах, которые мы проводили самостоятельно с Ларисой Альбертовной в 2008 году без Юры, он уехал работать в Москву. Проходили они в лагере под Сысертью. Веревочный курс мы организовали по маршруту восхождения на Тальков Камень, у нас там был разработан целый сказочный сюжет.

— Союз юнкоров для вас это…?

— Очень большая, значимая часть моей жизни, приложение моих сил и получение положительных эмоций.
«Вместе с мужем год охраняла заключенных»: о жизни, вдохновении и отдыхе


Вы столько работаете, как вы отдыхаете?

— Люблю путешествовать, особенно летом, но это не часто удается. Это раз. Во-вторых, у меня есть сад и еще один большой участок – от родителей с той и другой стороны достались. Так что мне есть чем заняться. Ну и, конечно, внук. Периодически с удовольствием «работаю» бабушкой.

— Что вас вдохновляет?

— Я вообще человек очень легкий на подъем. Если есть что-то интересное, я загораюсь, продумываю, как бы могла сама сделать материал или с детьми написать, снять об этом. Поэтому меня вдохновляют интересные события, люди, произведения.

— Вы специалист с многолетним опытом, чем сейчас вы занимаетесь в сфере медиапедагогики?

— Я 10 лет была секретарем по работе с молодежью Свердловского творческого Союза журналистов, сейчас я член правления СТСЖ. Нет места, где я работаю как журналист с трудовой книжкой, но я постоянно участвую в проектах, связанных с медиа. Также я являюсь кандидатом филологических наук по направлению «Журналистика», преподаю на журфаке Гуманитарного университета, сотрудничаю с журфаком УрФУ.
— А всю ли жизнь вы работали в журналистике и педагогике, может, было что-то в вашей карьере интересное и необычное?

— Удивлю. Я вышла замуж в 19 лет за человека, с которым мы были знакомы еще со школы, он учился на два года старше меня. Мужа после окончания физического факультета УрГУ и военной кафедры призвали на два года служить офицером на Алтай. Во внутренних войсках он командовал подразделением, которое охраняло заключенных – огромную исправительно-трудовую колонию в алтайской степи рядом с районным городком Рубцовском. Я, как жена декабриста, взяла академический отпуск на журфаке и приехала к нему. Вместе с ним год «охраняла» заключенных. Ну, и работала там в местной газете. Это был большой жизненный опыт.

— Какие бы слова напутствия вы сказали ребятам, которые занимаются журналистикой в школе и хотят развивать этот навык в будущем?

— Хочу сказать, чтобы ребята использовали журналистику как инструмент исследования общества, людей рядом с ними. Чтобы благодаря деятельности по сбору и обработке информации, они учились мыслить и осмысливать события, размышлять над тем, что происходит вокруг.

Серафима Корюкова,

руководитель информационного отдела Союза юнкоров

Наши люди
Made on
Tilda