Полезное

Основы телевидения. Методические рекомендации

Педагогам

Предисловие

Предлагаемые методические рекомендации выпущены Детско-молодежной общественной организацией юных корреспондентов (Союз юнкоров) Свердловской области в рамках проекта «Медиаграмотность – актуальный тренд». Эта организация занимается медиаобразовательной деятельностью уже больше 20 лет. Данный проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Автор методических рекомендаций “Основы телевидения для школьных медиа” - Маргарита Москвина, Член Правления Детско-молодежной общественной организацией юных корреспондентов Свердловской области, корреспондент “Кружкового движения НТИ”. Маргарита - дипломант I степени конкурса “Лучший медиавожатый России-2018”, организатор областных Сборов “Хорошая погода”, выпускница факультета телерадиожурналистики “Гуманитарного университета”. 

С чего начинается школьное телевидение?

Школьное телевидение начинается, как и всё остальное, – с идеи и желания попробовать что-то новое. Итак, ваша редакция решила попробовать себя в съемках, выкладывая ролики на Youtube-канал, на сайт и в социальные сети своей редакции или образовательной организации. С чего начать?
Начать надо с подготовки, планирования и распределения ролей.
 Подготовка.
Прежде всего, следует понять, какими ресурсами обладает ваша редакция. Для съемок и создания видео необходимо оборудование:
1) Видеокамера или фотоаппарат с функцией видеосъемки. Если ни того, ни другого нет – рассмотрите вариант съемки на хороший смартфон, у многих из них сейчас камера снимает очень достойно.
2) Микрофон – петличный или ручной. Рекомендуется проверить качество его звукозаписи и вообще возможность подключиться к вашей камере. Если микрофона нет – то синхроны и стендапы (что это такое, расскажем в пункте «Структурные элементы сюжета») нужно будет писать в тихих местах. Также микрофон понадобится для записи закадрового голоса.
3) Штатив понадобится вам для съемок, опять же, синхронов и стендапов – он позволит сделать стабилизированную картинку.
4) Компьютер/ноутбук, который справится с задачей монтажа, с установленными на него видеоредактором и звукозаписывающей программой. Если программы для звукозаписи нет – попробуйте записать звук с помощью микрофона и диктофона на смартфоне.

Планирование.
Работа любой редакции над продуктом начинается с планерок, и телевидение – не исключение. Вам нужно собраться и обсудить, что и когда вы будете снимать. Также на планерке должны состояться разделение на съемочные бригады и распределение ролей в них.
Более подробно саму съемку и режиссуру сюжетов вы будете обсуждать уже непосредственно с каждой конкретной командой: какие именно моменты и кадры нужно снять, как расставить акценты в тексте, с кем и о чем поговорить для синхронов, каким может быть стендап и т.д.


Распределение ролей.
Во взрослых телевизионных редакциях этих ролей гораздо больше, мы же представим вам самые распространённые роли для школьных съемочных команд.
Репортер — человек, который отвечает за сбор и подготовку информации. Именно он вместе с руководителем редакции продумывает концепцию сюжета, наблюдает за происходящим, общается с экспертами/организаторами/участниками/очевидцами события, снимается в стендапах. После съемок он пишет текст закадрового голоса, отсматривает съемки, выбирает кадры и составляет монтажный план. Готовый текст репортер согласует с выпускающим редактором, записывает закадровый голос (если у него подходящая дикция, если же нет – на запись звука нужно искать кого-то другого) и вместе с монтажером заканчивает работу над сюжетом.
Оператор — человек, который отвечает за «картинку». Работая в паре с репортером, оператор снимает видеоряд (то, что будет на экране во время закадрового голоса), снимает синхроны и стендапы.
Монтажер — человек, который по монтажному плану собирает воедино видео и звук, чтобы получился цельный сюжет. Часто в школьных редакциях монтажером является оператор или репортер.
Выпускающий редактор - определяет общую повестку и концепцию целой телевизионной программы и всех сюжетов, входящих в неё. Помогает репортерам проработать содержание сюжетов, согласовывает тексты и финальные ролики. В школьной редакции роль выпускающего редактора может выполнять руководитель редакции.

Какие бывают видеоролики?

Поговорим не о жанрах, а о темах и хронометраже. Чаще всего получившиеся продукты ваша редакция будет выкладывать в социальные сети школы или редакции, на Youtube или на сайт. Какие видео туда подойдут?
 Темы для видеороликов:
1) Новостной/событийный. В нем ваша съемочная команда рассказывает о конкретном состоявшемся событии: последний звонок, сбор макулатуры, День литературы, итоги регионального конкурса и т.д. Не ограничивайтесь событиями в рамках вашей образовательной организации, смотрите шире – ведь ребята могут снять видеорепортаж о городском марафоне или о премьере спектакля местного театра.
2) Образовательный.Это может быть познавательный ролик: экскурсия в музей, химический эксперимент, интересные факты о чем-либо – все зависит от фантазии ваших детей.
3) Проблемный. В этом ролике ваша команда может поднять проблему, касающуюся вашей образовательной организации (например, не носят вторую обувь), района, в которой находится организация, вашего города. Или же снять ролик о проблеме, которая волнует их сверстников – дружба, депрессия перед экзаменами и т.д.
4) Развлекательный. Покажите в таком ролике концерт школьных коллективов, расскажите о поездке класса в природный парк, соберите на видео смешные случаи с домашними питомцами учеников и учителей, чтобы вызвать у зрителя положительные эмоции.


Хронометраждля видеороликов в Интернете
Запомните и донесите до ребят важный момент: длинные ролики смотрят крайне редко. Мы рекомендуем не делать видеоролики для Интернета длиннее трех минут (речь идет не о киноработах, а именно о телевизионных форматах). Какой бывает хронометраж?
 1) Очень короткие ролики (15-20 секунд) в соцсетях могут быть просто дополнениями к посту. В данном случае основной источник информации – текст в посте, а видео выступает лишь как визуальное дополнение. Для этого видеоотрывок должен быть динамичным и хорошо снятым. Такой формат подойдет для событий, о которых не очень много информации или в которых не очень сильный видеоряд.
2) Короткие истории (60 секунд для Инстаграма в IGTV, 90 секунд для ВКонтакте) – полноценно рассказанные истории в рамках этого хронометража. В этом формате уже может быть закадровый голос, текст которого лучше дублировать в виде субтитров (многие смотрят новостную ленту без звука, и субтитры помогут донести необходимую информацию до зрителя). А можно его сделать вообще без закадрового голоса – просто видеоряд с субтитрами под музыку. Ролики подобного формата включают в себя видеоряд, иногда синхрон.
3) Полноценные телевизионные сюжеты (от 1 до 3 минут). Могут включать в себя синхроны, стендапы и другие составные части сюжетов.

 

Структурные элементы сюжета

Стендап (stand up) – это  не только всем известное шоу на телевидении. В телевидении стендапом называется момент, когда репортер появляется в кадре и доносит информацию до зрителя, глядя прямо в камеру. Он предназначен для того, чтобы создать эффект присутствия на событии, показать, что журналист и правда был на месте. Начальный стенд-ап служит для введения зрителя в событие, серединный отвечает за связь между смысловыми частями сюжета, а в конечном стендапе, чаще всего, репортер делает какие-либо выводы. Нередко в стендапе репортер проговаривает информацию, которую очень сложно визуализировать.
Синхрон – проще говоря, это небольшое интервью на камеру. Репортер договаривается с человеком (экспертом, организатором, участником, очевидцем), оператор выстраивает кадр, и человек на камеру отвечает на вопросы. Это придает сюжету значимость (в ролике появляются разные точки зрения), с помощью синхронов также можно сделать сюжет более динамичным.
Видеоряд– видео с события. На протяжении всего мероприятия оператор снимает видео разного плана и с разного ракурса. Впоследствии эти отрывки будут собраны в единый видеоряд, на фоне которого будет звучать закадровый голос репортера или музыка (или все вместе).
Лайф/люфт – интересный, живой, динамичный отрывок видео. Если такой отрывок получился качественным по картинке и по звуку, если его интересно смотреть, если в нем есть динамика – его можно пустить в сюжет в качестве лайфа. Длительность лайфа в сюжете обычно от 5 до 15 с. С его помощью можно сделать сюжет более динамичным, упростить восприятие сюжета зрителем. Важно: на лайф нельзя накладывать закадровый голос.
Интершум – набор звуковых событий, имитирующий или передающий атмосферу окружающего пространства. По сути, это задний звуковой фон, который записывают на камеру при съемке видеоряда. Рекомендуем не убирать интершум совсем, просто сделать его тише, чем закадровый голос репортера.


Алгоритм работы над видеороликом

1.      Начинается работа с обсуждения действий. Репортер с выпускающим редактором решают, куда расставить акценты, на кого или на что нужно обязательно обратить внимание, о чем сказать. Обо всех этих моментах нужно сообщить оператору, так как он должен знать, что именно снимать. Репортеру и оператору важно работать сообща.
2.      Подготовка оборудования: оператор проверяет, чтобы камера и микрофон были заряжены и работали, а на карте памяти хватит места для съемок.
3.      Начинаются съемки. Репортер и оператор работают вместе. Оператор снимает видеоряд. Репортер собирает информацию, договаривается с людьми о съемке синхронов. Идет запись синхронов и стендапов (при необходимости).
4.      После съемок репортер расшифровывает (или хотя бы просматривает) снятые синхроны. Если какую-то значимую информацию о событии хорошо и живо сказал интервьюируемый – лучше её поставить синхроном. Основываясь на собранной информации и снятых синхронах, репортер пишет текст для закадрового голоса. Не все снятые интервью нужно обязательно ставить синхроном в ролик, нужно выбирать только самые интересные и хорошо получившиеся (по дикции, речи, эмоциям говорящего).
5.      Текст согласовывается с выпускающим редактором (педагогом/руководителем редакции), редактируется.
6.      Репортер отсматривает все видео, снятые оператором. Затем в соответствии с текстом и просмотренными видео он составляет монтажный план. Чаще всего он представляет собой таблицу, по которой монтажеру будет понятно: на этих словах закадрового голоса нужны кадры из вот такого-то видео. Можно прямо выписывать номер видео и необходимые секунды, подходящие под слова в закадровом голосе.
7.      Репортер (или человек, отвечающий за начитывание закадрового голоса) записывает звук.
8.      Производится монтаж сюжета в соответствии с планом, чаще всего в присутствии репортера. При монтаже важно помнить, что взятые отрывки видеоряда не должны быть дольше 5-7 секунд (за исключением стендапа и синхронов).
 

Работа оператора

Оператор отвечает за картинку создаваемого сюжета, и от него зависит, насколько красивым и динамичным тот будет. Что важно знать оператору?
1) Нужно постоянно двигаться по помещению, меняя ракурс съемки (место, откуда он снимает) и планы (крупность кадра).
2) В стремлении снять красивый кадр нельзя забывать о людях вокруг и о коллегах – оператор может испортить их работу.
3) Использовать штатив для статичного кадра. Поставив камеру и настроив кадр, нужно нажать кнопку записи и убрать руки от камеры, так как очень часто кто-то может пройти мимо оператора, заденет его, в итоге оператор заденет камеру, она пошатнется – и кадр испортится.
4) Следить за тем, чтобы никто не задевал штатив с камерой.
5) Не разговаривать во время записи кадра (и оператору, и репортеру), чтобы не испортить интершум.
6) Не снимать на фоне светлого неба, окна и сильного источника света – фон будет засвеченным, а объекты перед ним очень темными.
7) Один кадр с одного ракурса снимать не более 10 секунд, чтобы потом их было проще отсматривать. Снимать видео по 1,5 минуты не нужно.
8) Один кадр = один план.
9) В стандартных новостных сюжетах не увлекаться панорамированием (поворот камеры из стороны в сторону прямо во время записи) – это больше подходит для художественных съемок.
10) Также не увлекаться зуммированием (приближением/отдалением во время самой записи).
11) Когда оператор снимает людей, важно постараться не «обрубать ему конечности». Не стоит «резать человека» по локоть, по колено, по пояс — иначе будет казаться, что у человека просто нет этой части. Лучше брать выше или ниже суставов.

 Какие бывают планы? 

 Правило третей
Классическое выстраивание кадра — по правилу третей (см.картинку ниже). Человеческое восприятие устроено так, что он обращает внимание на объекты, расположенные на этих линиях и особенно — в точках их пересечения. Если размещать объекты в кадре по этим линиям, на него будет приятно смотреть. Эта решетка есть во многих камерах, фотоаппаратах, смартфонах – включается в настройках.


Съемка синхрона
1) Вместе с репортером оператор заранее выбирает место для съемки. Нужно учитывать, есть ли у съемочной команды микрофон. Если он есть и хорошо блокирует внешние шумы вокруг – можно снимать интервьюируемого на фоне самого события (при этом постараться сделать так, чтобы задний фон был «живой» - чтобы там что-то происходило, чтобы там были люди). Если микрофона нет, лучше увести человека в более тихое место с привлекательным фоном. Обязательно нужно проследить за светом: интервьюируемого должно быть хорошо видно, он не должен быть слишком темным и или слишком светлым по сравнению с задним планом.
2) Когда человек приходит, нужно прицепить на его одежду микрофон (если он петличный) и поставить в нужное место.
3) Снимаются синхроны обычно средним планом – примерно по пояс или по плечи (не забывать, что нельзя «резать по суставам»!).
4) Важно настроить кадр по правилу третей, о котором говорилось выше. Человек должен стоять слева или справа. Глаза человека должны находиться на верхней линии решетки – не нужно снимать человека снизу или сверху.
5) В зависимости от того, как поставлен кадр, встает репортер. Если человек слева (как на примере ниже) – репортер встает справа от камеры, человек смотрит репортеру в глаза. Получается большое пространство справа – «воздух», куда человек смотрит. Если же человека поставить справа, то репортер должен встать слева от камеры, и «воздух» опять же будет слева.


6) Запись нужно нажимать, когда кадр уже выстроен. Оператор нажимает кнопку записи – ждет пару секунд – дает знак репортеру, что можно начинать. После окончания слов интервьюируемого оператор ждет также пару секунд, а потом нажимает кнопку остановки записи.
 
 

Работа репортера

 
Репортер отвечает за сбор и обработку информации для сюжета. Что он делает?
1.              Общается с организаторами, экспертами, участниками, очевидцами.
2.              При необходимости находит героя, через которого покажет проблему (это называется прием персонификации, о котором расскажем чуть ниже).
3.              Договаривается о синхронах, задает вопросы.
4.              Снимает с оператором стендап, предварительно подготовив для него текст.
5.              Расшифровывает синхроны, пишет текст закадрового голоса.
6.              Согласует текст с выпускающим редактором.
7.              Составляет монтажный план.
8.              Записывает звук.
9.              Вместе с монтажером создает сюжет.
 
Как брать синхрон?
1) Репортер с оператором заранее выбирают удачные места для записи синхронов.
2) Договариваясь с человеком об интервью, репортер обязательно должен представиться, сказать, из какой он редакции и что снимает. Необходимо проговорить, что именно нужно записать интервью на камеру. Также лучше заранее предупредить человека, на какую тему вы хотите задать ему вопрос.
3) Если человек согласился на интервью, репортер приводит его в выбранное место.
4) Репортер встает слева или справа от камеры (по согласованию с оператором) и просит человека смотреть только ему в глаза.
5) Когда пошла запись, репортер просит человека представиться и задает вопрос. Важно задать вопрос, на который человек будет отвечать развернуто, а не парой слов.
6) Репортеру следует записать в заметках телефона или в блокноте имя,  фамилию и должность человека, и после записи синхрона показать человеку, чтобы удостовериться в правильности написанного. Это позволит избежать ошибки: если вдруг в сюжете репортер неправильно подпишет человека, герой обидится.


Как писать текст для закадрового голоса?
1) В каждом предложении должно быть какое-то действие, динамика.
2) Не использовать страдательный залог (никаких «мероприятие было организовано» - лучше «мероприятие организовали»).
3) Чем короче предложения, тем проще их произносить при записи голоса и проще понимать зрителю. Лучше избегать употребления деепричастных оборотов, сложных конструкций и предложений.
4) Избегать употребления предположений, использовать только факты.
5) Избегать употребления оценочных слов – их за репортера скажут интервьюируемые.
6) Лучше не использовать аббревиатуры, канцеляризмы и сложные термины.
7) Избегать повторов информации по ходу текста.
8) Не следует повторять в тексте содержание видеоряда. Например, в сюжете про концерт барабанщиков не стоит писать про их красные костюмы – цвет одежды зритель увидит сам благодаря видеоряду.
9) Писать текст рекомендуется в соответствии с «правилом 20 секунд» - о нем далее.
 
Прием персонификации
Это полезный прием, когда какое-либо событие, проблема раскрывается через конкретного человека. Например, сюжет о школьной научно-практической конференции можно начать (например) с Маши Ивановой, которую всерьез волнует экологическая обстановка в городе. Маша сделала проект, придумала решение (обязательно рассказать о решении!) и представила его на конференции. Вот так и будет выглядеть прием персонификации: начали с конкретного человека, вышли на общее событие.
 

Монтаж сюжетов

 
В этом пункте мы не будем рассказывать, как монтировать в той или иной программе – для этого существуют видеоуроки в интернете. Однако в монтаже сюжетов есть свои правила и принципы, которыми следует руководствоваться.


Структурные элементы сюжета лучше всего выстраивать по этому правилу. Оно означает, что каждый из элементов не должен длиться дольше 20 секунд (± 3 с) — человеку сложно воспринимать один и тот же голос долго.
На картинке выше — пример выстраивания элементов по этому правилу. Начинается всё со стендапа, затем идет видеоряд. Затем идет синхрон — голос поменялся. Затем снова видеоряд под голос репортера. Затем интересный живой лайa без закадрового голоса, и заканчивается всё вновь видеорядом.
Важно! При монтаже синхронов не нужно оставлять «рабочие разговоры» (к ним относятся приветствия интервьюируемых, проговаривание вопроса и т.д.). В сюжете должны звучать только ответы спикера.

Монтажная фраза
Об этом понятии должны знать и оператор, и репортер, и монтажер. Монтажная фраза представляет собой склейку 2-3 кадров одного и того же действия, снятых в разных планах (см.картинку ниже). Чаще всего монтажная фраза идет на «увеличение» картинки, реже – на её «отдаление».

Рекомендуется монтировать именно монтажными фразами (это не всегда получается). Самое главное – не ставить друг после друга совсем не соотносящиеся друг с другом планы. Если после дальнего плана сцены во время концерта показать крупное снятое лицо выступающего, у зрителя возникнет дискомфорт. Приближение или отдаление кадров при монтаже должно быть постепенным.

Важное о монтаже звука
1) Использовать музыку в роликах и сюжетах – можно. У вас школьное телевидение, а не серьезная вечерняя программа новостей. Ваши дети могут попробовать разные форматы: под музыку без голоса, с голосом без музыки, с музыкой и голосом вместе. Иногда музыка способна придать ролику необходимую динамику.
2) Используя музыку, старайтесь брать инструментальные композиции или песни без слов.
3) Внимательно следите за авторскими правами – подписывайте в конце, чью песню использовали. Также будьте готовы к тому, что видеохостинги могут накладывать разные ограничения на ваши видео из-за использования музыки.
4) Важно, чтобы уровень звука всех элементов сюжета был одинаковый. Если синхрон, например, будет гораздо громче закадрового голоса – зрителю «ударит по ушам».
5) Если вы используете и закадровый голос, и музыку – уменьшайте громкость музыки. Все слова вашего текста, сихронов и стендапа должно быть хорошо и четко слышно без особых усилий. Музыка в данном случае должна быть приглушена.

Полезные ссылки, программы и сервисы

Программы для обработки звука для компьютеров
1. Adobe Audution – это комплексный набор инструментов для работы со звуком, который включает в себя поддержку нескольких звуковых дорожек.
2. Sony Sound Forge – профессиональный музыкальный редактор, программа для записи и обработки голоса, звука, нарезки музыки.

Программы и сервисы для обработки видео
1.      iMovie. Практически идеальный инструмент от Apple для простого редактирования видео.
2.      Vegas – это профессиональная программа для сложного монтажа и простого редактирования, она поддерживает многодорожечную запись.
3.      Adobe Premiere Pro – профессиональная программа нелинейного видеомонтажа компании Adobe Systems.
4.      Movavi. Отечественный продукт, лицензия для образовательных организаций выдается бесплатно.
5.  Сервис для кадрирования, поворота и обрезки видео
6.      Онлайн-сервис по конвертации видео
Программ и сервисов, как платных, так и бесплатных, очень много – рекомендуем просто забить в поисковиках и поискать подходящие для вас. О том, как в них работать, можно узнать из видеоуроков, которых много,  по разным программам и сервисам.

Пример монтажного плана

Made on
Tilda