Сегодня вы окунетесь в разговор с человеком, который найдет подход к каждому ребенку и на Сборах «Хорошей погоды», и в обычной жизни. Это интервью с тем, кто стоял у истоков самых любимых школьниками Свердловской области пяти дней года. Юрий Васильевич Шинкаренко поделился с нами своим опытом, рассказал о пути в журналистике, главных акцентах в работе с детьми и о своем настоящем счастье.
«Какая-то звезда зажглась передо мной с ранних лет – и манила»
Как я пришёл в журналистику? Очень просто — любил литературу. В школьные времена у меня была отличный педагог по этому предмету. Она поддержала мое стремление что-то писать. В 13 лет я начал публиковаться в районной газете родной Оренбургской области. Рассказ, с которого начался мой творческий путь, назывался «Я и Катька». Это простенькая история о взаимоотношениях маленьких брата и его сестренки. К слову, не так давно я выложил этот рассказ в интернет.
Где-то в седьмом классе я заполнял обычную школьную анкету. Там был вопрос: «Кем вы хотите быть?». Я ответил — детским писателем. Когда недавно я на эту анкету наткнулся, честно говоря, удивился сам — обычно дети не хотят быть никем «детским», скорее, сразу взрослым. Так что, видимо, какая-то звезда зажглась передо мной с ранних лет – и манила, манила…
После 8 класса, когда мне было 15, я переехал в рабочий поселок. Там был крутой директор школы, и он предложил мне стать вожатым в загородном лагере. До сих пор помню свой первый отряд. Мне очень понравилось работать, и я остался на вторую смену.
Как я пришёл в журналистику? Очень просто — любил литературу. В школьные времена у меня была отличный педагог по этому предмету. Она поддержала мое стремление что-то писать. В 13 лет я начал публиковаться в районной газете родной Оренбургской области. Рассказ, с которого начался мой творческий путь, назывался «Я и Катька». Это простенькая история о взаимоотношениях маленьких брата и его сестренки. К слову, не так давно я выложил этот рассказ в интернет.
Где-то в седьмом классе я заполнял обычную школьную анкету. Там был вопрос: «Кем вы хотите быть?». Я ответил — детским писателем. Когда недавно я на эту анкету наткнулся, честно говоря, удивился сам — обычно дети не хотят быть никем «детским», скорее, сразу взрослым. Так что, видимо, какая-то звезда зажглась передо мной с ранних лет – и манила, манила…
После 8 класса, когда мне было 15, я переехал в рабочий поселок. Там был крутой директор школы, и он предложил мне стать вожатым в загородном лагере. До сих пор помню свой первый отряд. Мне очень понравилось работать, и я остался на вторую смену.
Я поступил в УрГУ на факультет журналистики. Защитил диплом по детской публицистике. Проходил практику в «Пионерской правде». После этого было очень много всего: Свердловское телевидение, детская редакция, «Уральский следопыт», подростковый журнал.
С «Уральским следопытом» я был связан больше десяти лет. После этого возглавил Союз юнкоров. Я решил, что немного поработаю, выведу его из тупика, в котором организация оказалась к началу XXI столетия. Это «немножко» затянулось на 22 года. Все эти годы рядом со мной была отличная команда: Лариса Альбертовна Диденко, Сергей Иванович Казанцев, Светлана Викторовна Лебедева и многие другие самоотверженные журналисты и педагоги из городов и районов Свердловской области.
«“Рыцари пера и слова” начинают конкурировать с ИИ»
Как я отношусь к новым технологиям? Спокойно. Хотя они все больше вступают с нами, с творческими людьми, в конкуренцию. Речь, в первую очередь, об Искусственном интеллекте. Но его тоже можно обуздать и сделать своим помощником. А для начала с ним нужно повозиться и кое-чему научить.
Недавно мне предложили попробовать силы в новой специальности – AI-тренер. Это тот, кто помогает нейросетям типа ChatGPT обучаться. Своего рода, если хотите, педагог. Вот и думаю, не попробовать ли? Ведь от того, каким вырастет искусственный интеллект, зависит наше ближайшее будущее.
С «Уральским следопытом» я был связан больше десяти лет. После этого возглавил Союз юнкоров. Я решил, что немного поработаю, выведу его из тупика, в котором организация оказалась к началу XXI столетия. Это «немножко» затянулось на 22 года. Все эти годы рядом со мной была отличная команда: Лариса Альбертовна Диденко, Сергей Иванович Казанцев, Светлана Викторовна Лебедева и многие другие самоотверженные журналисты и педагоги из городов и районов Свердловской области.
«“Рыцари пера и слова” начинают конкурировать с ИИ»
Как я отношусь к новым технологиям? Спокойно. Хотя они все больше вступают с нами, с творческими людьми, в конкуренцию. Речь, в первую очередь, об Искусственном интеллекте. Но его тоже можно обуздать и сделать своим помощником. А для начала с ним нужно повозиться и кое-чему научить.
Недавно мне предложили попробовать силы в новой специальности – AI-тренер. Это тот, кто помогает нейросетям типа ChatGPT обучаться. Своего рода, если хотите, педагог. Вот и думаю, не попробовать ли? Ведь от того, каким вырастет искусственный интеллект, зависит наше ближайшее будущее.
«Педагогика — это не спокойная, как мы считаем, рутинная работа. Это вызов»
Если оставить в стороне все технические новинки, то дети остаются теми же детьми, которыми были и десять, и пятьдесят лет назад. Они ищут интересную жизнь, не любят скуку. Еще дети любят справедливость, чтобы все было по-честному.
Также дети невероятно отзывчивы, если к ним относиться с искренностью. Я вот сейчас работаю в маленьком городке Оренбургской области. Горжусь тем, что на улице ко мне может подойти любой ребёнок и рассказать о каких-то таких проблемах, о которых отцу с матерью не говорит. Он знает, что я буду слушать и абсолютно на равных ему отвечать. Все-таки важно соблюдать вот этот баланс, когда ты взрослый: ребенок такой же гражданин страны, как и ты, он такая же личность, как и ты. Просто у него меньше опыта, пока меньше знаний. Но это дело времени.
Вообще, человек, который работает с детьми, должен быть эмпатичным. Без этого в педагогике делать нечего, ведь эмоциональная поддержка более старшего друга невероятно значима для ребенка, подростка. Когда я был вожатым в лагере, мама мальчишки из моего отряда работала штукатуром-маляром на высоте и упала в чан с известью. К нам приехали люди из профкома, сообщили директору лагеря о трагедии. Та вызвала меня и попросила быть повнимательнее к мальчику, пока его мать в больнице. И вот тогда я особенно понял, насколько важно быть рядом с маленьким (да и не маленьким!) человеком, попавшим в беду.
Если оставить в стороне все технические новинки, то дети остаются теми же детьми, которыми были и десять, и пятьдесят лет назад. Они ищут интересную жизнь, не любят скуку. Еще дети любят справедливость, чтобы все было по-честному.
Также дети невероятно отзывчивы, если к ним относиться с искренностью. Я вот сейчас работаю в маленьком городке Оренбургской области. Горжусь тем, что на улице ко мне может подойти любой ребёнок и рассказать о каких-то таких проблемах, о которых отцу с матерью не говорит. Он знает, что я буду слушать и абсолютно на равных ему отвечать. Все-таки важно соблюдать вот этот баланс, когда ты взрослый: ребенок такой же гражданин страны, как и ты, он такая же личность, как и ты. Просто у него меньше опыта, пока меньше знаний. Но это дело времени.
Вообще, человек, который работает с детьми, должен быть эмпатичным. Без этого в педагогике делать нечего, ведь эмоциональная поддержка более старшего друга невероятно значима для ребенка, подростка. Когда я был вожатым в лагере, мама мальчишки из моего отряда работала штукатуром-маляром на высоте и упала в чан с известью. К нам приехали люди из профкома, сообщили директору лагеря о трагедии. Та вызвала меня и попросила быть повнимательнее к мальчику, пока его мать в больнице. И вот тогда я особенно понял, насколько важно быть рядом с маленьким (да и не маленьким!) человеком, попавшим в беду.
Слово «педагогика» значит «веду, увожу ребенка». Это не спокойная, как мы считаем, рутинная работа. Это вызов. Это действие, наполненное уверенностью в своих силах и даже определенной наглостью… Взять и увести! Увести от всего плохого! А вот когда вы задумаетесь, а куда уводить-то, как узнать про маршрут, который наиболее безопасен для подростка и дает ему полную гармонию в развитии личности… — вот тогда вы и поймёте, что самое важное для педагога, в том числе, и неформального. Нет страшнее педагога и журналиста, работающего с детьми, который не знает маршрута к высоким целям и, как цирковая лошадь, кружит вместе с ребятами по привычному кольцу.
«Субкультуры ничего не выражают»
Много лет Союз юнкоров занимался мониторингом современных молодежных культур или, если шире, субкультур. «Суб-» в переводе с латинского значит «под-». То есть, существует базовая культура, а «под ней» много разных похожих культур, отпочковавшихсях от основной.
Субкультуры ничего не выражают. Они в определенной мере отражают потребность человека в каких-то взаимоотношенческих, психологических, духовных условиях для собственного формирования. Иногда человек сам ищет и создает такие условия. Иногда их ему навязывают.
«Субкультуры ничего не выражают»
Много лет Союз юнкоров занимался мониторингом современных молодежных культур или, если шире, субкультур. «Суб-» в переводе с латинского значит «под-». То есть, существует базовая культура, а «под ней» много разных похожих культур, отпочковавшихсях от основной.
Субкультуры ничего не выражают. Они в определенной мере отражают потребность человека в каких-то взаимоотношенческих, психологических, духовных условиях для собственного формирования. Иногда человек сам ищет и создает такие условия. Иногда их ему навязывают.
У нас вышло несколько книжек, посвященных результатам этого мониторинга. Зачем это было нужно? Чтобы иметь материал для самоанализа. Любой подросток, как и в былые времена, много, упорно и постоянно работает над собой, кто-то каждый день расписывает и корректирует планы. Личные дневники сейчас ведут нечасто, но записи в соцсетях очень часто служат тем же целям. Они помогают отслеживать собственное изменение. Наши книжки помогали и помогают найти себя.
Также мы хотели увидеть, какие образцы молодежного субкультурного поведения, какие идеи, ценности, нормы творчески обогащают мир, а какие, наоборот, мешают жить. Есть образцы поведения, которые опасны для общества. Например, всякие виды национализма, потому что это относится к агрессии в отношении этнических групп, целых народов.
Отмечу, что большинство текстов для этого мониторинга писали сами ребята, склонные к исследовательской работе. Конечно, не обошлось и без редактуры. Книги оказались интересны как детям, так и взрослым. У нас до сих пор постоянно запрашивают материалы о субкультурах и педагоги, и те, кто работает в общественных организациях, чтобы познакомиться с новым поколением.
Также мы хотели увидеть, какие образцы молодежного субкультурного поведения, какие идеи, ценности, нормы творчески обогащают мир, а какие, наоборот, мешают жить. Есть образцы поведения, которые опасны для общества. Например, всякие виды национализма, потому что это относится к агрессии в отношении этнических групп, целых народов.
Отмечу, что большинство текстов для этого мониторинга писали сами ребята, склонные к исследовательской работе. Конечно, не обошлось и без редактуры. Книги оказались интересны как детям, так и взрослым. У нас до сих пор постоянно запрашивают материалы о субкультурах и педагоги, и те, кто работает в общественных организациях, чтобы познакомиться с новым поколением.
«”Эмоциональные” субкультуры мешают успеху?»
Появление субкультурных сообществ — как правило, результат сложных социальных процессов и отклик на эти процессы растущей личности. Вот, к примеру, паркур. Задача трейсера (так называют любителей паркура) в том, что нужно от одной точки попасть в другую, чередуя разные приемы преодоления препятствий. Чтобы пройти дистанцию, трейсер мысленно разбивает расстояние на определённые участки. И каждый участок он проходит, используя определённые, заранее выученные и оттренированные приёмы.
Если сравнить движение по трейсерской площадке со всей жизнью подростка, это и будет метафорой движения по жизни - спокойного, рассудочного, рационального. Натренированный паркуром, подросток рассуждает: так, не паниковать, все по плану, все рационально! Просто ребята, сформированные не в «эмоциональных», а в «рациональных» субкультурах, лучше видят конечную точку своего пути, лучше разбивают на этапы движение к достижениям, лучше определяют способы преодоления и приближения к целям. Все проходит спокойно, без нервотрёпки, без излишних эмоций.
Значит ли, что «эмоциональные» субкультуры – «отстой» и только мешают успеху? Ну, если кто-нибудь так думает – пусть попробует хоть недельку поработать в современной ультрарациональной корпорации, где все эмоции сознательно приглушаются, а эмоциональные встряски подавляются при помощи специальных регламентов.
Появление субкультурных сообществ — как правило, результат сложных социальных процессов и отклик на эти процессы растущей личности. Вот, к примеру, паркур. Задача трейсера (так называют любителей паркура) в том, что нужно от одной точки попасть в другую, чередуя разные приемы преодоления препятствий. Чтобы пройти дистанцию, трейсер мысленно разбивает расстояние на определённые участки. И каждый участок он проходит, используя определённые, заранее выученные и оттренированные приёмы.
Если сравнить движение по трейсерской площадке со всей жизнью подростка, это и будет метафорой движения по жизни - спокойного, рассудочного, рационального. Натренированный паркуром, подросток рассуждает: так, не паниковать, все по плану, все рационально! Просто ребята, сформированные не в «эмоциональных», а в «рациональных» субкультурах, лучше видят конечную точку своего пути, лучше разбивают на этапы движение к достижениям, лучше определяют способы преодоления и приближения к целям. Все проходит спокойно, без нервотрёпки, без излишних эмоций.
Значит ли, что «эмоциональные» субкультуры – «отстой» и только мешают успеху? Ну, если кто-нибудь так думает – пусть попробует хоть недельку поработать в современной ультрарациональной корпорации, где все эмоции сознательно приглушаются, а эмоциональные встряски подавляются при помощи специальных регламентов.
«Анимешники — инкарнация стародавних хиппи?»
Сегодня «маленькие культуры», то есть субкультуры отдельных подростковых сообществ, хороши тем, что они быстро успевают реагировать на мир, на какие-то социальные, возрастные, лично-психологические проблемы. И помогают формироваться, создавая вокруг человека творческие, способствующие росту условия.
Если говорить о популярных субкультурах сейчас, то некоторого внимания от социальных педагогов требуют футбольные болельщики. Там очень много настораживающих меня вещей. Эти ребята тренируются, например, как быстро собираться, давать отпор болельщикам противоборствующих команд. Но ведь такие навыки и такое поведение в некоторых экстремальных ситуациях может обернуться сплошной агрессией.
Еще одна субкультура, которая, как мне кажется, сегодня тоже популярна — это аниме. В ней есть разные оттенки, направления. Но, в целом, на флагах анимешников – крупными буквами: «Любовь! Любите друг друга! Не забывайте про любовь»! Свое ощущение, что из мира исчезает любовь, анимешники и другие представители «альтернативных» субкультур претворяют в ряд норм, по которым начинают жить, в свои идеализированные представления, что миром правит любовь и терпимость друг к другу. Честно говоря, они мне даже симпатичны. Получается, что анимешники, в каком-то роде − инкарнация стародавних хиппи с их гимном любви…
Такие идеалы подпитывают эмоции ребёнка. Он учится не стесняться своих чувств, не бояться кому-то сказать: «Я тебя люблю». А черпают их ребята из самого аниме. Эти мультики «учат» быть добрым, отзывчивым. Сегодня в общественном информационном пространстве о любви говорят очень мало, поэтому каждое её проявление становится событием.
«Хорошо написанный текст опьяняет»
Что делает меня счастливым? Творчество. Хорошо написанный текст, простите за непедагогичную метафору, опьяняет! А еще меня делает счастливым общение с внуком. Каждый раз, когда он, завидев меня, несётся навстречу – вот невероятное счастье. Ему сейчас уже 7 лет, пойдет в школу в сентябре. У нас есть общие темы для разговора и даже – общие тайны. Еще люблю выехать куда-то на велосипеде вместе с ребятами. Они едут рядом, смеются, задают вопросы о природе, о жизни, о творчестве, и я получаю полное удовольствие от этого общения. Мне есть, чему у них поучиться. И есть, что ответить, что показать, что вспомнить.
Сегодня «маленькие культуры», то есть субкультуры отдельных подростковых сообществ, хороши тем, что они быстро успевают реагировать на мир, на какие-то социальные, возрастные, лично-психологические проблемы. И помогают формироваться, создавая вокруг человека творческие, способствующие росту условия.
Если говорить о популярных субкультурах сейчас, то некоторого внимания от социальных педагогов требуют футбольные болельщики. Там очень много настораживающих меня вещей. Эти ребята тренируются, например, как быстро собираться, давать отпор болельщикам противоборствующих команд. Но ведь такие навыки и такое поведение в некоторых экстремальных ситуациях может обернуться сплошной агрессией.
Еще одна субкультура, которая, как мне кажется, сегодня тоже популярна — это аниме. В ней есть разные оттенки, направления. Но, в целом, на флагах анимешников – крупными буквами: «Любовь! Любите друг друга! Не забывайте про любовь»! Свое ощущение, что из мира исчезает любовь, анимешники и другие представители «альтернативных» субкультур претворяют в ряд норм, по которым начинают жить, в свои идеализированные представления, что миром правит любовь и терпимость друг к другу. Честно говоря, они мне даже симпатичны. Получается, что анимешники, в каком-то роде − инкарнация стародавних хиппи с их гимном любви…
Такие идеалы подпитывают эмоции ребёнка. Он учится не стесняться своих чувств, не бояться кому-то сказать: «Я тебя люблю». А черпают их ребята из самого аниме. Эти мультики «учат» быть добрым, отзывчивым. Сегодня в общественном информационном пространстве о любви говорят очень мало, поэтому каждое её проявление становится событием.
«Хорошо написанный текст опьяняет»
Что делает меня счастливым? Творчество. Хорошо написанный текст, простите за непедагогичную метафору, опьяняет! А еще меня делает счастливым общение с внуком. Каждый раз, когда он, завидев меня, несётся навстречу – вот невероятное счастье. Ему сейчас уже 7 лет, пойдет в школу в сентябре. У нас есть общие темы для разговора и даже – общие тайны. Еще люблю выехать куда-то на велосипеде вместе с ребятами. Они едут рядом, смеются, задают вопросы о природе, о жизни, о творчестве, и я получаю полное удовольствие от этого общения. Мне есть, чему у них поучиться. И есть, что ответить, что показать, что вспомнить.
Беседовала Анастасия Иванова