Карта и анализ школьных СМИ Свердловской области
На карте мы отмечаем все школы и другие организации, где силами детей и взрослых создаются медиапродукты. Можно посмотреть её ниже или открыть в отдельном окне

Под картой размещен аналитический обзор, подготовленный по итогам Переписи школьных СМИ
Информатизация общества, в том числе, и российского, нарастает. Современную эпоху ученые давно уже называют информационной, а общество – «цифровым». В последнее десятилетие активно обсуждается вопрос об информационном неравенстве – это касается как различных стран, так и регионов нашей огромной страны, а также неоднородной ситуации внутри каждого региона, в зависимости от территориального образования: город-миллионник, небольшой центр городского округа или поселок, село. И если с точки зрения оснащенности оборудованием (техника, программное обеспечение), благодаря различным государственным программам, в небольших территориальных образованиях все достаточно хорошо, то уровень информационной культуры там, в большинстве случаев, оставляет желать лучшего. Одним из важнейших критериев информационной культуры исследователи (в частности, Э. П. Семенюк) считают «умение перерабатывать информацию и создавать качественно новую; адекватно отбирать и оценивать информацию». Данный критерий стал особенно актуален в сегодняшней социально-политической реальности, в условиях информационных атак.

Можно констатировать, что медиаобразовательные процессы, связанные с созданием медийных продуктов, в нашей стране в последние годы развиваются достаточно активно. Об этом говорит, например, создание во многих образовательных организациях ресурсных медиацентров с акцентом на воспитательную функцию медиа. Практически во всех школах существуют как минимум сайты с информационными лентами – в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта, в тексте которого несколько раз упоминается о необходимости развития медийных навыков обучающихся, а также обозначено, что «материально-технические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать возможность выпуска печатных изданий, работы школьного сайта». Во многих образовательных организациях идет активная работа над печатными изданиями или их электронными вариантами, фотопроектами, постоянное обновление контента в официальных группах в социальных сетях, существуют свои телестудии и радиостудии.

Между тем, достоверной и относительно полной информации о том, сколько сегодня в Свердловской области существует периодически выпускаемых школьных и молодежных средств массовой информации в различных видах и форматах (печать, телевидение, радио, официальные сайты и группы в соцсетях, фотоподборки, приложения к районным газетам, молодежные телестудии) до последнего времени не было. Причин несколько: резкий рост числа школьных СМИ в последние годы, постоянное изменение ситуации (одни медиа исчезают, другие появляются), наконец, различные организационные формы редакций, разное подчинение их учредителей. Если школьные и подростковые медиа, выпускаемые в образовательных организациях основного и дополнительного образования, можно отнести к областному министерству образования и молодежной политики, то, например, приложения к районным периодическим изданиям имеют иных учредителей. В некоторых территориях свои молодежные СМИ, с которыми сотрудничают подростки, выпускают Комитеты по делам молодежи, молодежные клубы.
Детско-молодежная общественная организация юнкоров Свердловской области (Союз юнкоров) – независимая структура, к тому же, одна из старейших в регионе, имеющих к медиаобразованию непосредственное отношение. Более 20 лет она успешно решает задачи, связанные с освоением подростками и молодежью навыков журналистской работы с информацией.
В 2021-22 учебном году ДМОО юнкоров СО реализует проект с использованием гранта Фонда Президента РФ на развитие гражданского общества. Особенно внимание в рамках проекта было уделено такой задаче, как Перепись школьных и молодежных СМИ Свердловской области. Ее актуальность и своевременность не вызывает сомнения. Информационную поддержку в проведении Переписи оказали Министерство образования и молодежной политики, руководство Департамента «Факультет журналистики» УрФУ, Городской Дворец творчества «Одаренность и технологии», а также руководство Свердловского творческого союза журналистов. Все эти организации заинтересованы в том, чтобы иметь общее представление о том, какие школьные и молодежные СМИ существуют на Среднем Урале.

Перепись проходила в феврале-апреле 2021 года дистанционно. Анкету можно было заполнить по ссылке, она содержала следующие вопросы:
«1) Электронная почта редактора или школы.
2) Укажите вашу образовательную организацию.
3) Укажите ФИО педагога(ов), руководящего(их) школьным СМИ, и его(их) должность.
4) Есть ли у вашего объединения/кружка/редакции/команды название, какое оно?
5) Что именно вы выпускаете, создаете? – вопрос с вариантами ответа, можно отмечать несколько:
• Газету/журнал/печатное издание (название).
• Телевизионные сюжеты, ролики, фильмы.
• Ведем официальные группы школы в соцсетях (каких).
• Наполняем новостной раздел сайта школы/школьного СМИ.
• Радио, подкасты.
• Фотографируем школьные мероприятия.
• Делаем мультимедийные лонгриды.
• Другое.
6) Поделитесь при желании ссылками на ваши продукты, чтобы мы с вами познакомились поближе».
Предлагаем рассмотреть некоторые ее итоги. Всего в Переписи на 30 апреля 2022 года приняли участие 303 объединения (цифра не окончательная, анкетирование Переписи не закрыто) – это школы, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, частные кружки, молодежные приложения к официальным городским и районным СМИ. Они представляют 125 населенных пунктов Свердловской области, при этом большая часть редакций находятся в различных городах области – 222 (74%), в остальных населенные пунктах – деревнях, селах, поселках – существует 81 (26%) медиаобъединение. Эти данные подтверждают обозначенный выше тезис о некотором информационном неравенстве юных представителей городских и сельских населенных пунктов – в плане наличия возможностей отразить в своих медиа происходящие в территории события, привлекательно позиционировать ее, проживающих на ней людей и свое образовательное учреждение.
Стоит отдельно рассмотреть, какие города области оказались лидерами по количеству зарегистрированных редакций (учитывая, что, возможно, не все детские и молодежные медийные объединения в указанный срок зарегистрировались, по различным причинам). Ожидаемо, что больше всего редакций школьных и молодежных СМИ в Екатеринбурге – 82 команды. Не в последнюю очередь это следствие того, что в областном центре целенаправленная системная медиаобразовательная работа ведется достаточно давно, более полутора десятков лет, и, прежде всего, специалистами МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Второй в Свердловской области по численности населения и уровню урбанизации город Нижний Тагил также показал высокие результаты – там 25 редакций. Отметим, что представители этого города всегда активно принимали и принимают участие в медиаобразовательных программах ДМОО юнкоров СО, различных медийных конкурсах и фестивалях.

Следующие показатели довольно неожиданные. На третьем и последующих местах по количеству зарегистрированных редакций расположились не близко расположенные к Екатеринбургу, высокоразвитые в различных отношениях города и городские округа (Каменск-Уральский, Первоуральск, Ревда), а достаточно отдаленные Краснотурьинск (10 команд), Артемовский и Артемовский городской округ (9 команд), Камышлов и Камышловский городской округ (8 команд). Даже при учете поправки, что не все редакции из образовательных и иных организаций зарегистрировались, из этих данных можно сделать, как минимум, два вывода. Первое: медийная активность детей и молодежи, как минимум, в образовательных организациях не имеет прямой зависимости от близости к областному центру и, соответственно, информационным возможностям, которые в нем существуют. Второе: активные медиаобразовательные процессы идут там, где есть энтузиасты – причем, как в образовательной системе, так и на уровне различных периодических СМИ в городских округах. В частности, именно в этом причина медийного лидерства, по данным ДМОО юнкоров СО, Краснотурьинска, Камышлова и Артемовского.

Отдельно стоит обратить внимание на сведения о кураторах школьных СМИ. В анкете должность большинства из них обозначена как педагог-организатор, немало (42 человека) учителей русского языка и литературы. Между тем, многочисленные исследования показывают, что уровень компетентности в плане работы с информацией у многих педагогов достаточно невысокий, о методах ее сбора и обработки у них нередко устаревшие представления, если школьные педагоги не имеют необходимой подготовки. Однако у многих из них есть желание пройти соответствующее обучение.

Распределение учредителей школьных (подростковых) медийных объединений таково: 272 редакции реализуют свою деятельность на базе школы, гимназии, лицея; 31 редакцию можно встретить в различных центрах дополнительного образования, частных кружках и других организациях (культурных, взрослых периодических СМИ и т.д.). Это говорит о том, что школа была и остается основным местом для медиаобразовательной работы с детьми и подростками, именно там, в медийных объединениях, должны закладываться основные навыки работы с информацией, создания медийных продуктов.
Наконец, особый интерес представляют данные о том, какие именно виды школьных и молодежных СМИ существуют, учитывая, что многие редакции (пресс-центры, медиацентры) одновременно выпускают медиапродукты в различных форматах. Больше всего редакций – 198 – занимаются ведением официальных групп в социальных сетях, и это самый доступный и востребованный на сегодня (обучающимися, их родителями и педагогами) вид медийной деятельности. Почти столько же объединений (197) указали, что постоянно создают фото-контент (по всей видимости, чаще всего его размещают в новостных лентах и специальных разделах официальных сайтов образовательных организаций) – вид деятельности популярный, трудозатраты невелики, однако, зачастую и качество фотографий, фоторепортажей невысокое, следовательно, и эффективность (в том числе имиджевая) тоже невысока.
По-прежнему высока доля печатных изданий: их создают 155 редакций, и, несмотря на очень большой разброс таких СМИ по качеству, следует признать, что это – достаточно цельный продукт, со своей концепцией, перспективами развития. 120 команд выпускают телевизионные медийные продукты, данный вид СМИ в последние годы, благодаря доступности технических средств для создания видео и монтажа, получил большое распространение, хотя настоящие интересные телевизионные сюжеты умеют делать далеко не все. 24 редакции записывают подкасты и радио-выпуски, столько же команд создает мультимедийные лонгриды, невысокая численность данных видом медиа обусловлена различными причинами, однако в будущем их количество, думается, будет расти.

По итогам Переписи была составлена интерактивная карта размещения школьных и молодежных СМИ на Среднем Урале, она размещена в начале обзора.

Перепись школьных и молодежных СМИ не только продемонстрировала цифровые показатели медийной деятельности школьников и молодежи в Свердловской области, но и обозначила основные направления медиаобразовательной работы, на которые следует обратить внимание.

Аналитический обзор подготовила С. В. Лебедева, кандидат филологических наук, член правления СТСЖ и ДМОО юнкоров СО
Данные для обзора собирали Серафима Корюкова и Маргарита Москвина
Made on
Tilda