Работы конкурса

2 место. «Полюбил амфибий за сходство с динозаврами»

Лучшее интервью
Занимаясь в кружке, задумываетесь ли вы о том, насколько хорошо знаете своего педагога? Возможно, он – блогер с многомиллионной аудиторией. Или известный актёр. Или… настоящий учёный, как наш герой – педагог Городского детского экологического центра Дмитрий Берзин. Предмет его научного интереса – амфибии. О них он знает всё. Ну, или почти всё.
Амфибии как индикаторы состояния окружающей среды

— Дмитрий Леонидович, почему лягушки? Ведь вокруг столько интересных животных и птиц…

— Не только лягушки. Ещё тритоны, аксолотли и прочие земноводные. Они привлекали меня с самого детства своей необычностью, загадочностью (про них было очень мало информации) и похожестью на динозавров и других древних вымерших существ. Кстати, многие биологи в детстве интересовались динозаврами.

Когда я ребёнком проводил время на нашей даче в деревне Мраморское, то нередко находил углозубов и тритонов. Первое время я пытался их содержать, но терпел неудачу, потому что местные виды держать в неволе очень тяжело, они плохо приживаются.

— Знаем, что вы участвуете в экспедициях по исследованию земноводных. И что интересного узнали?

— Подтвердили обитание редкого гребенчатого тритона на территории Свердловской области. Благодаря нашим исследованиям, удалось установить несколько точек в Красноуфимском районе. Также мы обнаружили у этого вида такую аномалию как полимелия – развитие лишней конечности. Это первая находка данного отклонения для Урала.

А вообще амфибии играют важную роль: благодаря им можно определить состояние окружающей среды.

— Как это?

— Среди позвоночных у них особо проницаемая кожа как для воды, так и для газов. А поскольку амфибии живут и в воде, и на суше, то отражают загрязнения как земной, так и водной сред обитания.

Например, работая вблизи предприятия «Маяк» в Челябинской области, мы обнаружили в живых организмах, включая лягушек, радионуклиды (химические элементы, испускающие радиоактивное излучение – Прим. авт.). Казалось бы, прошло 67 лет с момента ядерной аварии на «Маяке», но в окружающей среде радионуклиды присутствуют до сих пор, и земноводные это подтверждают.

Наша Свердловская область, к сожалению, тоже не может похвастать чистотой окружающей среды из-за огромного количества вредных производств. Мониторинг с помощью живых организмов, таких как амфибии, ракообразные и другие индикаторные виды, необходим на регулярной основе. Но нельзя забывать также о физических и химических методах исследования, таких как анализ проб воды и почв. Должен быть комплексный и многолетний подход.

«Заразился» биологией от педагога

— Далеко не всегда увлечение переходит в профессию. А что вас подтолкнуло связать жизнь с биологией?

— Поскольку я всегда интересовался окружающим миром, особенно аквариумистикой, то в 8 лет пришёл во Дворец творчества учащихся в отдел натуралистов (ныне Городской детский экологический центр). Сначала я занимался в кружке аквариумистики, которым руководила Светлана Галимзяновна Юмагулова (Мещерягина), на тот момент пятикурсница биологического факультета УрГУ (теперь УрФУ). Именно от неё я узнал множество интересных фактов о сибирском углозубе и о других амфибиях Урала. Кроме того, приобрёл начальные навыки ухода за рыбами и рептилиями.

Позднее, в 2001 году, произошла встреча со вторым человеком, сыгравшим большую роль в выборе будущей профессии, – Иваном Петровичем Ивановым, студентом-ветеринаром Уральской государственной сельскохозяйственной академии. Мы слушали рассказы Ивана Петровича о различных животных, вскрывали их, изучали, ездили на водоёмы... В старших классах я выбирал между медициной, биологией и ветеринарией. В итоге остановился на биологии.

Наша справка

Городской детский экологический центр – учреждение дополнительного образования, в котором обучают юных любителей живой природы: будущих биологов, экологов, ветеринаров. Живой уголок экоцентра насчитывает более двухсот видов растений и свыше сорока видов животных. Ребята их изучают, наблюдают за ними, ухаживают.

— И теперь вы сами работаете в Городском детском экологическом центре. Была в живом уголке, который действует при экоцентре, и видела огромное количество экзотических созданий. А как они туда попадают?

— Иногда нам их дарят, иногда мы их покупаем, иногда нам предлагают забрать их из Центра реабилитации животных. В Екатеринбурге много организаций, где принимают кошек и собак. А для диких животных подобных мест нет, хотя, считаю, такие учреждения должны быть.

Я работаю в экоцентре уже более 14 лет, и каждый год к нам кого-то приносят, начиная от голубей и заканчивая императорскими удавами. Но экоцентр прежде всего – учреждение дополнительного образования, а не приют для животных и птиц!

Во-первых, любое живое существо может быть переносчиком какого-либо заболевания. Во-вторых, в экоцентре может не быть условий для содержания того или иного вида.

Иногда я забираю редких животных к себе домой, если их нельзя разместить у нас.

— И много у вас сейчас питомцев?

— Даже не считал. Аквариумные рыбки, вишневые креветки. Из млекопитающих есть кот ангорской породы – мы его подобрали котёнком на улице.

Живёт крупный паук-птицеед, мне его отдал врач-анестезиолог, так как не мог справляться со своими питомцами. Из рептилий – королевский питон, два маисовых полоза, редкий вид средиземноморской сухопутной черепахи, среднеазиатская черепаха из степей Казахстана, геккон. Недавно в экоцентр принесли императорского удава, здесь его мы не могли разместить, поэтому я забрал его домой в свободный террариум.

— А как к этому относятся домашние?

— Жена не против (улыбается). Почти все животные умещаются на одной стойке, которая занимает небольшое пространство. У меня в квартире всё чисто и красиво.

Экзотические питомцы дома: семь раз отмерь, а один отрежь

— О чём стоит помнить, когда заводишь дома экзотическое животное, чтобы потом не мучиться вопросом, куда его деть…

— Начнём с того, что маленькая квартира подходит не всем животным. Например, игуане требуется террариум высотой 2 и более метров и длиной до 3 метров, потому что это крупное животное. К тому же рептилии могут укусить или поцарапать своего владельца, особенно взрослая особь.

Еноту нужно большая территория для выгула – его лучше заводить тем, у кого есть собственный участок.

Хорьки нехороши параанальными железами, выделяющими специфический запах. Эти железы развиты у хищных млекопитающих, они нужны для того, чтобы метить свою территорию, показывать другой особи, где прошёл «свой», а где «чужой». Для человека запах этих желез довольно неприятен. А ещё хорьки – хищники и могут навредить. Часто дети берут их, как кошек, и подносят очень близко к шее. Были случаи, что хорьки перегрызали сонную артерию.

— Тогда каких же экзотических созданий вы порекомендуете в качестве домашних?

— В качестве первого домашнего животного для ребёнка идеален иглистый тритон. Тритоны обитают в небольших террариумах или аквариумах, непривередливы в еде и очень неприхотливы – их достаточно кормить раз в неделю. Можно уехать и оставить тритона дома даже на целый месяц без кормёжки.

Для содержания в условиях квартиры подойдут также шиншиллы, дегу, сирийский или джунгарский хомяки, красноухая или среднеазиатская черепахи, шпорцевая лягушка, волнистый попугай.

Но прежде чем заводить что-то экзотическое, следует в любом случае обязательно прочитать об особенностях содержания конкретного животного или птицы в интернете или в литературных источниках, по возможности проконсультироваться со специалистом или пообщаться с тем, кто уже держит или держал у себя такого питомца.

Например, те же красноухие черепахи живут очень много лет и могут перейти по наследству уже к детям ваших детей. Это и плюс, и минус, потому что ребёнку черепаха может надоесть. И куда её потом? Некоторые, к сожалению, решают этот вопрос радикально. В Харитоновском парке (на его территории находится экоцентр – Прим. авт.) каждое лето появляется по 3-4 черепахи: люди выбрасывают их в местные водоёмы, забывая об ответственности.

Чтобы этого избежать, нужно внимательно изучить вопрос со всех сторон.

Из досье

Берзин Дмитрий Леонидович

Кандидат биологических наук, сотрудник лаборатории функциональной экологии наземных животных Института экологии растений и животных УрО РАН, педагог дополнительного образования высшей категории Городского детского экологического центра.

Участвует в экспедициях по изучению биоразнообразия рептилий и земноводных по России и за рубежом. Является одним из составителей Красной книги Свердловской области (раздел «Земноводные и пресмыкающиеся»).

Лауреат Премии Губернатора Свердловской области для молодых учёных.

Интервью взяла Мария Куликова. Фото предоставлено героем материала.

Made on
Tilda