Работы конкурса

1 место. «Это не страшно – быть собой»

2024-04-23 21:31 Лучшее интервью
Через субкультуру – к творчеству. И здоровому образу жизни

В далёком уже 2004 году у молодых екатеринбургских неформалов появился свой дом – «Лидер», одно из подразделений Центра внешкольной работы «Социум». По мнению руководителя «Лидера» Светланы Фёдоровой, организованная форма досуга помогла многим подросткам и представителям молодёжи, отличающимся от своих сверстников. Да и сама Светлана Сергеевна – известный в городе косплеер и мама двух дочек, разделяющих её увлечение. Именно она стала героиней нашего интервью.
«Двигаюсь от запросов молодёжи»

– Светлана Сергеевна, для большинства взрослых косплей – это что-то странное, нелепое, даже пугающее. Вы же не только предоставили косплеерам место для сбора и общения, но и регулярно получаете награды как лучший специалист по работе с молодёжью. Чем косплей и увлечения другими субкультурами помогают представителям нашего поколения?

– Когда подросток чем-то увлечён и есть место, где он может заниматься любимым делом с командой единомышленников, ему просто некогда отвлекаться на то, чего боятся многие взрослые: выпивка, курение, наркотики и т.п. Взять, например, косплей (перевоплощение в персонажей из аниме, фильмов, книг, видеоигр, создание костюма и передача характера героя. – Прим. авт.): к любому мероприятию надо успеть сшить костюм, создать выступление, преодолеть нервотрёпку, порыдать на плече у друга, записать фонограмму, всё отрепетировать…

Да, я как специалист по работе с молодёжью, обязана заниматься профилактикой негативных явлений. Но среди увлечений представителей этой возрастной категории редко звучит: «Я хочу рисовать плакаты и создавать социальные ролики о том, что курить нельзя». Профилактика должна заключаться не в том, чтобы сказать, чего делать нельзя, а в том, чтобы у тебя даже времени не было на плохое. В «Лидере» мы даём подросткам и молодёжи возможность себя реализовывать в социальном, позитивном плане под присмотром педагогов.

Я всегда двигалась от запросов молодёжи. У любого подростка возникает момент, когда он хочет себя проявить. И тогда он приходит ко мне и сам предлагает идею.

А что касается отношения взрослых к косплею, приведу в пример своих родителей.

Когда мне было 14–15 лет, я подсела на «Сейлор Мун» – первый аниме-сериал, который показали в нашей стране (аниме – японские мультфильмы. – Прим. авт.) До сих пор Сейлор Мун – один из самых популярных образов на косплей-фестивалях.

Так вот. Со мной всегда садился смотреть «Сейлор Мун» отец. Для него мои увлечения были важными. Да и для мамы тоже. Когда я открыла первый в Екатеринбурге аниме-клуб, многие считали, что это секта. У моей мамы на работе как-то спросили: «Ирина Сергеевна, у вас дочка ни в какой секте не состоит?». «Нет, она ей руководит!» – гордо ответила мама. Родители не мешали мне реализовываться и поддерживали в те моменты, когда мне этого не хватало.

– Не у всех складываются такие замечательные отношения с родителями.

– Вот почему в городе обязательно нужны такие места, как молодёжный центр «Лидер»!

Там ты обязательно найдёшь тех, кто с тобой заодно. Кто-нибудь подойдёт, спросит, чем ты интересуешься, начнётся разговор. Возникает социальная адаптация среди людей, которые тебя понимают.

Подростку жизненно необходимо окружение, которое позволяет видеть, что это не страшно – быть собой. Гораздо страшнее, если человек замкнётся и начнёт вредить себе. К нам не раз приходили ребята со шрамами на руках, и это не попытки самоубийства, а попытки убрать переживания. Была у нас девочка, которая прятала порезы за фенечками – закрывала ими всё пространство от кисти до локтя. Потом увлеклась гримом, начала участвовать в сьёмках фильмов. С тех пор перестала себе вредить.

К сожалению, многие взрослые не понимают психологию подростков в целом. Есть возраст, когда ребенок осознаёт границы дозволенного. И родитель, и педагог должны уловить этот момент. Не следить, куда кто пошёл, а разговаривать с ребёнком.

– Вот вы говорите, что азиатские субкультуры благотворно воздействуют на подростков и молодёжь. Откуда тогда вокруг них возникают «страшилки»? Взять то же аниме, персонажей которого часто косплеят, там же реки крови!

– Субкультуры делятся на два вида: агрессивные и позитивные. Второе – это k-pop, аниме, косплей. Всем этим можно заниматься у нас в «Лидере». Позитивная субкультура должна выдавать какой-то продукт, обычно творческий.

Но факт остаётся фактом, есть такое мнение об азиатских субкультурах, я часто с ним сталкиваюсь. Даже знаю причины. Когда аниме только появлялось в нашей стране, оно распространялось на кассетах. Файл должен был быть определённого размера, и фильмы нередко добивали маленькими сериями аниме. Брали не самый лучший контент – это первое. Второе: тогда был расцвет каратэ, а боевые искусства связывали с агрессией. Формировалось общественное мнение, и аниме попало под его давление.

Но вообще в определённом возрасте детям нужны «ужастики», увлечение страшилками – жизненный этап, к крови и смерти у этой возрастной категории совсем другое отношение. На психику это обычно не влияет. В школе многие взрослые смотрели фильмы ужасов, которые не смотрят сейчас.


От Сэйлор Мун – до «АзияБриз»

– Как увлечение «Сэйлор Мун» переросло в целое косплей-движение, у истоков которого вы стояли?

– В 1998 году я училась в педагогическом колледже и фанатела, как я уже говорила, от «Сейлор Мун». Мы с подружкой после учёбы бежали домой, чтобы посмотреть очередную серию. Подружка захотела учить японский язык, записалась в центр «Россия – Япония» и узнала, что там, при центре, есть аниме-клуб в библиотеке на Машинной. На пятую попытку уговорить меня съездить туда вместе выдвинула ультиматум: «Либо ты мне больше не подруга, либо ты всё-таки пойдёшь со мной».

Я тогда была в аниме-клубе первый раз. Полгода сидела на диванчике в уголочке и просто смотрела. Рядом с телевизором стояла девушка и в реальном времени переводила английские субтитры. Потихоньку втянулась.

В какой-то момент стало невозможно встречаться в этом клубе. Я решила поискать место для нового, обзванивала Дома культуры, но там боялись предоставить нам площадку.

Тогда я вышла на школу № 167 в Верх-Исетском район. Нас стали пускать по воскресеньям с 16.00 до 20.00 в актовый зал. Там мы и начали косплеить. А в 2004-м пришли в Молодёжный центр «Лидер», где получили очередной толчок к развитию.

– В Екатеринбурге вы стали «первопроходцем» и в организации косплей-фестивалей. Один из самый масштабных – «АзияБриз». Расскажите, с чего всё началось.

– Первое, что мы сделали, когда ещё собирались на базе школы, – это выехали в лесопарк. Участники в костюмах разных персонажей бегали по станциям и выполняли задания. Пришло примерно 150 человек, многие косплеи были сделаны очень хорошо. Но до фестивалей было ещё далеко.

Потом мы задружились с ролевиками (ролевая игра – моделирование событий в выдуманном мире. – Прим. авт.) Была даже фраза: «Анимешник – это ролевик одомашненный».

Попали на ролевой фестиваль «Веркон», где нам предложили поработать в баре. Оделись неко – девочками-кошечками, всем говорили «ня» – «мяу» на японском. У половины ролевиков был шок, когда девочки с ушками, с хвостиками и лапками приходили подметать. К концу второго дня «някали» уже все. Иду, а там бородатый мужик в кольчуге и с секирой говорит: «Ну, ты меня понял, ня?» Думаю, мы молодцы.

Потом решили сделать свой фестиваль, нашли ДК при заводе на 400 мест, собрали с миру по нитке – 30 тысяч на два дня. Конкурсанты делали клипы по аниме.

– Этот фестиваль и стал первым в линии «АзияБриз»?

– Да, но мы назвали его «АнимеСёрф». Тогда я училась в театральном институте на литературном отделении. Помню, однажды пришла в наше помещение для поэтических чтений со словами: «Можно у вас провести фестиваль?» И мы договорились, организовали следующий, второй, фестиваль на Пушкина. Хотели в ночь между фестивальными днями вечеринку сделать, в ночной клуб пойти. Одна девушка предложила для вечеринки название – «АзияБриз», как будто «дыхание Азии». Круто! В итоге от вечеринки отказались, а название осталось. Это было в 2005 году.

Потом узнали, что не только в нашем городе такое происходит. В Перми, в Тюмени, в Челябинске, в Магнитогорске. Нас много! А значит, надо объединяться. Так фестиваль «АзияБриз» стал сначала всероссийским, а потом и международным: к нам приезжали из Чехии и Франции. «АзияБриз» котируется в японских каталогах.


Вписались в городскую действительность

– Знаю, что фестивали не единственные активности, в которых участвуют екатеринбургские косплееры…

– Да, это так. Ребята очень любят косплей-десанты: идут в кинотеатр в костюмах, в том образе, в каком они хотят. Эти образы всегда пользуются популярностью у маленьких посетителей. Ребёнок доволен, что он фоткается с любимым персонажем, и наш ребёнок доволен, что с ним фоткаются. После этого ещё и билетик в кино получает.

Также мы проводим косплей-прогулки. Ребята знакомятся с городом (мы ходим обычно по историческим местам), оздоровляются (средняя протяжённость маршрута – 6 до 10 км). На такие прогулки они тоже приходят в костюмах и не боятся, что их обзовут, потому что когда вместе, не так страшно.

Когда в 2017 году мы задружились с комитетом молодёжной политики Администрации Екатеринбурга, то начали активно включаться в социальные акции. «А знаете, есть такой флешмоб – «Читающая молодёжь». А не хотите?» Хотим! Мы можем прийти с книжками в образе персонажей из этих книжек. Народу понравилось, что можно вписаться в городскую действительность ещё и таким образом.

Сейчас дружим с областным центром реабилитации инвалидов и с третьей коррекционной школой. Приезжаем с благотворительными концертами (не без участия косплееров!) на День пенсионера, Новый год, Масленицу. Часть ребят волонтёрит, а другие делают творческие номера. Организовываем мастер-классы по разным направлениям.

Думаю, мы добились того, что косплей и другие молодёжные субкультуры перестали восприниматься окружающими исключительно со знаком «минус».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

От увлечения – к профессии!

Оказывается, косплей – не только про творчество, но и про профориентацию! Светлана Фёдорова знает немало примеров людей, которым увлечение дало путёвку в профессию.

  • Любите придумывать и шить костюмы? Возможно, вы талантливый стилист!
  • С удовольствием конструируете волшебные палочки, посохи и другие предметы? Не исключено, что вы – будущий инженер или мастер ручного труда.
  • Запечатлеваете образы героев на камеру? Попробуйте профессию «фотографа».
  • Придумываете настольные и ролевые игры с участием различных персонажей или организовываете тематические вечера? Может, ваш выбор – организация праздников!

ИЗ ДОСЬЕ

Светлана Фёдорова (Зимина) – педагог высшей категории и по совместительству руководитель молодёжного центра «Лидер» ЦВР «Социум». В творческих объединениях «Лидера» дети, подростки и молодёжь занимаются косплеем, аниме, кей-попом, флоу-артс и другими направлениями, которые редко встретишь в учреждении молодёжной политики или дополнительного образования.

Светлана Сергеевна – организатор фестивалей гик-культуры ««АзияБриз. Лето», «АзияБриз. Зима», «#Приквел», «ГотикФест» (18+), «Звездная пыль» (для начинающих), член жюри международного фестиваля фантастики «Аэлита», международного фестиваля японской культуры «Хинодэ» и других фестивалей гик-культуры, которые проходят по всей России.

Победитель областного конкурса «Лучший работник в сфере государственной молодёжной политики» в номинации «Лучшие программы и проекты по работе с молодёжью от 14 лет в учреждениях дополнительного образования» по итогам 2023 года.

Милана Челак. Фото предоставлено героиней материала.