Работы конкурса

Специальная номинация. «Главное правило для актёра – не пропасть во время съёмок»

Лучшее интервью
Екатеринбургский восьмиклассник – о дебюте в большом кино

Представьте: вы смотрите кино. Настоящее. Большое. В кинотеатре или на стриминговой платформе. И вдруг видите лицо... одноклассника. Или мальчишки, с которым вместе ходите в школу искусств или на спортивную секцию. У меня есть такой знакомый. Это 13-летний Юра Аникин – ученик Екатеринбургской детской театральной школы, куда хожу и я. Недавно портфолио Юры пополнилось новой галочкой под названием «Фильмография». Юра сыграл одну из главных ролей в фильме «Русские сны» и готов провести нас в «закулисье».

«Если уж пришёл сниматься, то, пожалуйста, работай»


– Юра, как ты попал кино?

– Как, наверное, все туда попадают: через кастинг. А узнал я о нём от своего педагога Екатерины Юрьевны (преподаватель актёрского мастерства и художественного слова в Екатеринбургской детской театральной школе. – Прим. авт.) Она сказала, что нужны мальчики. Я и пришёл. Сам кастинг проходил в нашей театральной школе в несколько этапов. На первом этапе мы просто общались. На следующих я учил и озвучивал текст, который мне давали, стихи рассказывал. Потом, насколько я помню, это отправлялось продюсеру, он отсматривал и выносил вердикт.

– Если коротко, о чём этот фильм?

– Если коротко – о людях. О том, как они меняются в лучшую, или, к сожалению, в худшую сторону. Мы, кстати, сюжет и героев обсуждали ещё на кастинге. Претендующие на роль задавали свои вопросы по произведению, все вместе старались на них ответить.

– Забавные ситуации на съёмках были?

– Ну, конечно (улыбается). Бывало, происходил сбой, что-то не получалось сразу. Случалось, это переходило в импровизацию, иногда очень забавную. Режиссёр Антон Елисеев относился с пониманием, не кричал. За это ему отдельное спасибо.

– Расскажи подробнее про твой съёмочный день.

– Мы выезжали в семь утра в деревню Аять, где проходили съёмки. А возвращались обратно в десять вечера (вздыхает). Во время съёмочного процесса сидели в трейлере – это такой дом на колёсах. К нам периодический приходили и говорили, кто нужен сейчас для съёмок. Мы шли, снимались, а после снова в трейлер, отдыхать. Ну и перерывы на еду были.

– К несовершеннолетним такие же требования, как и к взрослым, профессиональным актёрам?

– Конечно. Всё по-взрослому. Если уж пришёл сниматься, то пожалуйста, работай. Но есть свои особенности: на съёмках, например, должны присутствовать родители несовершеннолетнего, от них также требуют согласие на участие ребёнка в проекте.

– А в целом какие правила действуют на съёмочной площадке?

– Для актёров главное правило: не пропасть. Это означает, что нужно сидеть в своём трейлере. А то, представь, придут за мной, чтобы мою сцену снять, а я ушёл куда-то. И где меня искать? Никуда не уходить, сидеть в трейлере пока не вызовут – такое условие. Был специальный человек, ассистент режиссёра по актёрам. Это такая «нянька» для актёров. Он нас и контролировал.

– С кем-то из великих встретился на съёмочной площадке, а если да, то с кем и каков этот человек в обычной жизни?

– Помимо продюсера Александра Сокурова и режиссёра Антона Елисеева, общался с Олегом Ягодиным, это артист Коляда-театра, а ещё руководитель и солист музыкальной группы «Курара». Он сам по себе очень классный. Простой такой. Искренний. Я во время съёмок в свободное время спрашивал у всех присутствующий: «Что для тебя счастье?» Мне было интересно, кто что об этом думает. Когда я спросил Олега Ягодина, он ответил: «Счастье – это свобода выбора. Когда ты сам решаешь, что для тебя важнее, правильней, интересней. Сам, а не кто-то другой». Ещё я познакомился с Тамарой Зиминой, тоже артисткой Коляда-театра, обладательницей «Золотой маски», добродушной и очень мудрой женщиной. Почему-то многие думают, что звёзды в жизни пафосные, но настоящие Творцы ни перед кем свою гениальность не выпячивают и ведут себя по-человечески.

– Что дал тебе опыт съёмок в кино?

– Собственно, опыт и дал. Во многих проектах обязательно требуется наличие опыта съёмок, а где не требуется в обязательном порядке, то сильно приветствуется и автоматический ставит тебя на уровень выше. Поэтому я очень рад предоставленной возможности.

А ещё я избавился от страха выступать перед камерой, это тоже плюс. Получил много новых, полезных знакомств. Закрепил на практике знания в области актёрского мастерства, полученные в театральной школе.

– А тот факт, что ты учишься в ЕДТШ (Екатеринбургская детская театральная школа. – Прим. авт.), как-то помог?

– Ну, если бы я там не учился, то и на кастинг бы вряд ли попал (улыбается). А вообще ЕДТШ дала мне многое. Это и понимание психологии роли, и развитая память, и навык импровизации, красивая и правильная речь и многое другое. Во время участия в проекте знания и навыки, полученные в театральной школе, начали себя окупать.

На премьеру пришла мой преподаватель из ЕДТШ Екатерина Юрьевна и Нелли, с которой я занимаюсь в одной группе. Когда фильм закончился, Екатерина Юрьевна вышла из зрительного зала, подошла ко мне и, глядя мне в глаза, с особой теплотой в голосе сказала: «Юра, я горжусь тобой». Я не сразу понял, сколько в этих нескольких словах было всего... хорошего. А Нелли я встретил, когда вышел из гримёрки. Стоит вся зарёванная, красная и молчит. Я говорю: «Ну как?» А она подходит, обнимает меня и не отпускает. Мы так довольно долго обнимались. Я был рад, что её это тронуло.

Сверстникам интереснее вопрос гонорара

– Как реагируют одноклассники, когда узнают о твоих успехах в качестве актёра?

– Ну самое популярное, это: «Вау! Ты снимался в кино?!»

А ещё спрашивают: «Сколько тебе заплатили?»

– И сколько?

– Давай не будем об этом. Скажу одно: заплатили. Мною был подписан договор о неразглашении суммы гонорара. А вообще я готов работать в таких проектах бесплатно, лишь бы сниматься. Гонорар становится приятным бонусом.

– Скажи, есть ли у актёров «домашка»?

– «Домашка»? (посмеивается). Во время самого кастинга – да, нам задавали выучить текст, воплотить черты и особенности персонажа и всё такое. А потом, когда начались съёмки, «домашки» не было. Текст я выучил ещё перед съёмками. Бывало, что иногда что-то забывал, тогда импровизировал. Классно, что если у тебя что-то не получилось с первого раза, это легко можно переснять. Не так, как в театре.

Будущую профессию предопределило… имя!

– С чего вообще началось для тебя знакомство с актёрским ремеслом? С выступлений перед родственниками на семейных праздниках?

– Нет, с другого. С выбора для меня имени. Папа согласился на Юру, потому что так зовут его отца. А мама… потому что так звали её любимого артиста Юрия Никулина! Помню, примерно лет в шесть, у меня возникло сильное желание стать скалолазом и актёром. И мы начали пробовать. Со скалолазанием как-то сразу не получилось, а с актёрским мастерством, видимо, получилось (улыбается). Мы с мамой начали искать театральную студию и нашли ЕДТШ, ну и пошли на вступительные. Кстати, на бюджет я не поступил, перешёл туда только в третьем классе, благодаря хорошей учёбе. Вот так всё и закрутилось, завертелось.

– На что бы ты никогда не решился ради съёмок? Или готов на всё?

– Готов на всё.

– Что, даже побриться наголо?

– А почему нет? Вообще, актёр не может сказать «Нет!». У него нет такого слова. Режиссёр дал задание – делай. Либо сразу не участвуй в проектах, которые тебя по тем или иным причинам не устраивают. Не должно быть такого чтобы режиссёр сказал: «Сделай вот так и вот так», а ты такой «Нет, не буду». Такая вот тёмная сторона профессии, имей в виду.

– Как ученик ЕДТШ, ты ещё играешь в спектаклях. А что тебе больше нравится: кино или театр?

– Я думал над этим. И пришёл к такому выводу: лучше совмещать. Нельзя жёстко отказываться от того или другого.

Каждый из этих вариантов по-своему интересен. Если нужны деньги и слава – в кино это получить быстрее. Но там сложно прожить историю героя от начала и до конца, потому что сцены снимают не в той последовательности, в какой их видит зритель.

А вот театр – другое дело. Да и взаимодействие со зрителем тоже манит. Театр не для денег и славы, театр для души. И душой я, наверное, ближе к театру.

Никита Чиглинцев. Фото предоставлено героем материала.

Made on
Tilda